"Как-то ко мне заехал А.В. Орешников: «А знаете, откуда я сейчас? От П.И. Щукина, и могу вам сообщить, пока по секрету, что все свои собрания он передает вместе с земельным участком и даже крупным капиталом на содержание музея – в дар Историческому музею", - вспоминал архитектор И.Е. Бондаренко.
20 мая 1905 г., 2 июня по н.ст., Петр Иванович Щукин (1853-1912), известный предприниматель и коллекционер, оформил дарственную на свою коллекцию из более чем 300 тысяч предметов Российскому Историческому музею в Москве. Бывший частный Музей Российских древностей стал называться «Отделение Императорского Российского исторического музея имени императора Александра III – Музей П.И. Щукина». До конца жизни он оставался попечителем этого музея, содержал и пополнял его.
"Доступ в музей был свободным для всех интересующихся, но мало было посетителей", - вспоминал И.Е. Бондаренко.
"Меня встретил на площадке лестницы, ведущей во 2-й этаж из вестибюля, низенький человек средних лет с лысеющей головой, с умными глазками, сам П.И. Щукин. Очень любезно показал интересовавшие меня древние, так называемые «лицевые» русские рукописи, т. е. с миниатюрами, и предоставил мне заниматься в библиотечной комнате. Верхний зал во все здание и был собственно музеем с тесно расставленными витринами и загроможденный массой интереснейших предметов.
Музей был открыт ежедневно, кроме Нового года, 1-го дня Пасхи, 25 декабря (Рождество) и 29 июня (именины Щукина). Закрывался музей и в случаях его поездок на Нижегородскую ярмарку для поисков любопытного тряпья или поездок за границу.
В 10 часов утра музей открывался, а ровно в 12 снова звякали железные ставни, и музей запирался. Нужно было уходить, хотя бы и не окончив работу. Щукин уходил в свои комнаты, завтракал, и ровно в 1 час дня по установившемуся порядку слуга приводил извозчика, нанимая за 20 копеек, отнюдь не дороже, чтобы ехать на Ильинку в «амбар», в правление Торгового дома «Ив. Щукина сыновья» (торговля шерстью), где Петр Иванович сидел до 4 часов и затем ехал домой также на дешевом извозчике; а вечера отдавал чтению или Английскому клубу".
"Большой зал музея был переполнен разнообразными и интересными предметами почти исключительно русского искусства. Стены сплошь были завешаны парчой, шитьем, портретами; у четырех колонн старинное оружие, с потолка спускались интересные паникадила XVII в., а в витринах, тесно расставленных у стен и посредине зала, блестели миниатюры, эмали, резная кость, серебряные кубки, фарфор и хрусталь, красотой своих форм и расцветок поражающий и радующий...
Как-то мне понадобилось зарисовать старинные русские серьги. Попросил Щукина показать.
Он достал из шкафа большую жестянку из-под печенья.
– Вот, выберите и в библиотеке зарисуйте.
В жестянке были навалены жемчужные, золотые серьги, панагии с бриллиантами, перстни, кольца и т. п.
Показывать музей Щукин не любил. «Да смотрите сами, что понравится». Посетители были редкими. Я, пожалуй, являлся наиболее частым. Отрываться от занятий Щукин не любил, но иногда подходил и начинал рассказывать, постепенно увлекаясь.
В новом здании (уличном корпусе), выстроенном архитектором А.Э. Эрихсоном (оно соединялось с дворовым корпусом подземным туннелем, освещенным иллюминаторами), было сосредоточено преимущественно искусство XVIII в., иностранный и восточный отделы, персидские и другие ткани, получившие очень высокую оценку на Международной выставке в Мюнхене в 1908 г.
Часто мне нужно было что-либо искать по модам эпохи ампир. Щукин обычно отдавал ключ от уличного корпуса: «Пройдите сами туннелем, там, в новом доме есть во втором зале низкий шкаф, в нем отыщете, есть какие-то листы мод».
Пусто в туннеле, старинные расписные сани стоят у стены; никого нет (Щукин не любил лишних обслуживающих), лестница в новое здание, сплошь убранная печными изразцами.
Тишина в новом здании, а улица Малая Грузинская тогда была тихой, ни звука. Со стен и из витрин сияет искусство Востока; огромное полотно Тьеполо, картины французов, портреты – все это было сосредоточено в четырех больших залах 1-го этажа, 2-й этаж был жилым, но обставленным музейной меблировкой".
"После смерти П.И. Щукина музей недолго оставался в своем здании. Щербатов вопреки завещанию решил перенести коллекции в Исторический музей, а здание на Грузинах приспособить для хозяйственных целей. Идея Щукина о создании самостоятельного музея русской старины погибла".
Собрание П.И. Щукина, которое он не все успел описать, растворилось в бесчисленных коллекциях Исторического музея. А после 1917 года экспонаты восточного отдела были переданы Музею искусств народов Востока, русские картины Третьяковской галерее, часть коллекций прикладного искусства – Оружейной палате, ноты - библиотеке Московской консерватории, а книги - Исторической библиотеке.
В зданиях Музея П.И. Щукина на Малой Грузинской с 1934 года разместился Биологический музей имени К.А. Тимирязева.
Фотография П.И. Щукина, предметов и портретов из его коллекции - из собрания ГИМ. Источник - сайт ГИМ.