27 марта – Всемирный день театра!
Предприниматели дореволюционной России проявляли особенное внимание к русскому театральному искусству и серьезно повлияли на его развитие.
В России XIX века крупные фабрики, проводившие социальные программы для рабочих, часто позволяли себе устраивать собственные музыкально-драматические театры.
В 1820-х годах, одним из первых в стране, был открыт фабричный театр при Прохоровской мануфактуре.
Прохоровская мануфактура
Тимофей Васильевич Прохоров рассматривал театр как «средство для улучшения народной нравственности» и лично следил за подготовкой актеров к представлению. В конце XIX-начале XX вв. на сцене Прохоровского театра, рассчитанного на 1300 зрителей, ставились произведения Островского, Гоголя, Писемского, устраивались бесплатные народные спектакли.
Тимофей Васильевич Прохоров
В 1900 году Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова получило серебряную медаль Всемирной выставки в Париже за устройство при фабриках рабочего театра.
В начале ХХ века к фабричному училищу Товарищества «Эмиль Циндель» была пристроена отдельная аудитория со зрительным залом на 450 мест, где в зимнее время каждую неделю давались драматические спектакли.
При Товариществе «Анна Красильщикова с сыновьями» работал Народный дом, на сцене которого любительская труппа ставила драматические спектакли, на которые нередко приглашались артисты императорских театров.
«Я радуюсь и тому, что русский театр нашел своего Морозова, подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова», - такие слова К.С. Алексеев (Станиславский) произнес в адрес Саввы Тимофеевича Морозова.
Владелец Никольской мануфактуры, один из крупнейших меценатов Московского Художественного театра, Савва Тимофеевич Морозов любил театр с юности. Оказывал материальную поддержку частным московским театрам, выделял деньги на проведение театральных гастролей – и был буквально одержим строительством общедоступного театра в России.
Савва Тимофеевич Морозов
В 1897 году на средства Саввы Тимофеевича и Сергея Викуловича Морозовых был построен Летний общедоступный театр для рабочих и служащих мануфактур Морозовых. В числе экспонатов нашего Музея есть афиша Летнего театра в парке гг. Морозовых.
Экспонат нашего Музея - афиша Летнего театра в парке гг. Морозовых. 1908 г.
20 июля 1908 года артистами императорского Московского Малого театра и театр Корша была представлена мещанская трагедия сочинения Шиллера «Коварство и любовь». Театр Корша, в здании которого в настоящее время располагается Театр наций, был построен на пожертвования Александра Алексеевича Бахрушина.
Театр Корша
А его сын Алексей Александрович Бахрушин на основе своей коллекции создал всем известный Театральный музей.
В 1904 году Савва Тимофеевич Морозов закладывает еще один театр – открылся он уже после его смерти, в 1912-м, и стал называться Зимний, или Большой. В 1910 году крупное пожертвование на постройку театра – 200 тысяч рублей, внесла его мать, Мария Федоровна.
Зимний фабричный театр был рассчитан на 1350 мест, имел партер, два яруса и балкон, огромную сцену и удобные гримуборные. В день открытия Зимнего театра на его сцене пел сам Ф.И. Шаляпин, выступали артисты Императорского Большого театра, тогда как исполнителями хора были фабричные рабочие, у которых Шаляпин между прочим отмечал прекрасную исполнительскую культуру.
В начале ХХ века на сцене в Орехово-Зуеве можно было услышать «Евгения Онегина», «Бориса Годунова», «Фауста» - искренняя любовь Саввы Тимофеевича к театру давала возможность фабричным рабочим приобщиться к большому искусству.
Зимний театр Саввы Морозова (арх. А.А.Галецкий) в Орехово-Зуеве, 1912 г.
В 1898 году Савва Тимофеевич Морозов вошел в число пайщиков Товарищества для учреждения Московского Художественного театра, основателями которого выступили К.С. Алексеев (Станиславский) и В.И. Немирович-Данченко.
К.С. Алексеев (Станиславский) и В.И. Немирович-Данченко
На средства, собранные Товариществом, был арендован у купца Я.В. Щукина театр в саду Эрмитаж, где уже в декабре того же года прошло первое представление. Техническое состояние помещения оставляло желать лучшего, и под руководством, а также за счет средств Саввы Тимофеевича строители Никольской мануфактуры провели масштабную реконструкцию здания.
Одновременно с этим С.Т. Морозов строит дом на Божедомке, в котором устраивает сцену для репетиций – в дальнейшем в этом здании принимались экзамены в школу, созданную при МХТ. Большой вклад он вносил в создание спектаклей – выписывал костюмы и реквизит, а свой дом даже превратил в экспериментальную мастерскую, благодаря чему осветительная техника в театре была близка к совершенств
Во многом благодаря упорству и созидательной вовлеченности С.Т. Морозова у МХТ появилось собственное здание в Камергерском переулке в Москве, хорошо знакомое современному зрителю. Первоначально дом был арендован, и Савва Тимофеевич взял обязательство профинансировать строительные и отделочные работы.
Реконструкцию Морозов предложил архитектору Ф.О. Шехтелю, который взялся за эту работу безвозмездно и выполнил ее меньше чем за год. Савва Тимофеевич лично руководил работами, часто ночевал прямо на стройке. В октябре 1902 года театр открылся для зрителей. Газета «Курьер» в этот день писала: «Вкус и простота подали друг другу руки и, призвав на подмогу подлинную щедрость мецената, сотворили шедевр». МХТ пользовался небывалой любовью зрителей – в особенности молодежи и творческой интеллигенции. Зинаида Григорьевна Морозова, супруга Саввы Тимофеевича, говорила о нем: «Художественный театр был как сотканный чудесный ковер, из которого нельзя вынуть ни одну нитку».
Театральным меценатам в нашем Музее посвящена отдельная тематическая экскурсия «Предприниматели и театр».
Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей искренне поздравляет всех с Днем театра! Прекрасных постановок зрителям, полных залов и аплодисментов всем, кто причастен к созданию этого удивительного, всегда актуального, восхищающего и дарящего незабываемые эмоции искусства!
Со Всемирным днем театра!