«Ради пользы общества»
В конце XIX века русские предприниматели внесли огромный вклад в отечественную культуру. Это было для них не меценатством, а важнейшей жизненной потребностью. Бизнес и культура взаимно обогащали друг друга.
Бизнес и культура — это важнейшая тема современной жизни. Их взаимовлияние в конце XIX-го и начале XX века, несомненно, было чрезвычайно важным и взаимно обогащающим ту и другую сферы. Об этом опыте нам сегодня знать необходимо.
В исторической науке есть общепринятая точка зрения, что капитализм в России начал развиваться во второй половине XVIII века. До этого периода предпринимательство было либо дворянским, либо купеческим. В качестве рабочей силы использовали крепостных, не имевших прав на активную роль в бизнесе. И только по указам Екатерины II крепостные мужики получили разрешение создавать свои мастерские, производить товары и услуги и продавать их. Окончательно этот порядок установился только к 1810 году. Почти 50 лет потребовалось, чтобы наш народ получил право на активное участие в бизнесе. Дворянско-купеческая элита этому противодействовала. Но государство понимало, что в противном случае Россию ждало постоянное отставание от Европы.
Тогда и появился у нас слой людей, которых называли «хозяйственные мужики». Как правило, это были крепостные фабриканты, крепостные предприниматели, начинавшие с маленьких мастерских, потом увеличивавшие размеры своих предприятий. Были даже крепостные миллионеры, но у них не было прав собственности на предприятие.
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский)
русский промышленник, заложил основы современного мирового театра
Это был самый тяжелый период в развитии русского капитализма. В большинстве своем первое поколение предпринимателей было малограмотным. Но люди были талантливые, способные мастера. Многие из этого поколения предпринимателей были старообрядцами. И это не случайно. С середины XVII века старообрядцы постоянно подвергались преследованиям со стороны государства и официальной Церкви. В этих условиях у староверов формировались необходимые для бизнеса качества — внутренняя дисциплина, способность к максимальной концентрации волевых усилий, стремление к независимости. Им было не до развлечений, не до танцев, не до табака и водки. Выживали самые крепкие, привыкшие зарабатывать и рассчитывать только на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития российского капитализма. Позднее, во втором и третьем поколениях русские предприниматели иногда переходили в официальную православную Церковь.
Второе поколение имело возможность получить образование, которое называлось «дьячковским». Где-то какие-то грамотные люди учили их читать, писать и считать. Именно это поколение предпринимателей начинает заменять ручное деревенское производство машинной техникой. И они со своими товарами уже выходят за пределы России. В сфере финансовой они переходят от единоличной собственности к акционерной форме бизнеса. В России развивается рынок акций. Появляются частные банки. Предприниматели второго поколения уже прекрасно понимают, что такое кредит. Это было значительным шагом в развитии экономической культуры.
Третье поколение русских бизнесменов вышло на общественную арену во второй половине XIX века.
Это было поколение миллионеров. Они полностью подавили дворянскую промышленность, использовавшую крепостной труд. Именно это поколение начинает тратить свои заработанные деньги на общественные нужды, на развитие в стране высокой культуры.
Петр Ионович Губонин, мужик, который сам выкупился из крепостной зависимости в 33 года, по первоначальной профессии был каменотесом. С нуля вышел в большой бизнес, построил около 5 тыс. верст железных дорог, участвовал в основании нескольких крупнейших машиностроительных предприятий (в частности, Коломенского, Брянского заводов), металлургического завода на Украине. Создал в Москве первое среднее профессионально-техническое учебное заведение (оно называлось «Комиссаровским училищем»), в котором готовили техников для железных дорог и машиностроительных предприятий. Активно финансировал Императорское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Построил огромный по тем временам туберкулезный санаторий в Гурзуфе.
Русские капиталисты дали колоссальный толчок отечественной науке. Первым крупным русским генетиком был Сергей Сергеевич Четвериков, сын владельца одной из лучших в Москве фабрик тонкосуконной шерсти.
Иван Ильич Вавилов создал одну из крупнейших в России торговых фирм. Два его сына, Николай и Сергей, стали великими русскими учеными. Николай Иванович был биологом, а Сергей Иванович — оптиком.
Наша авиация очень многим обязана Дмитрию Павловичу Рябушинскому, одному из родоначальников русской аэродинамической школы. На свои средства он создал в Подмосковье лабораторию, в которой была построена аэродинамическая труба. Дмитрий Павлович вел исследования, писал научные труды. В 1918 году уехал в Сорбонну преподавать математику и физику. Там его называли «великим русским ученым».
Брат Дмитрия Павловича, Николай Павлович Рябушин-ский, издавал журнал «Золотое руно», в котором печатал стихи Александра Блока, Валерия Брюсова, других наших поэтов-символистов. Его интересовало самое новое направление русской поэзии. При этом братья Рябушинские не уходят из бизнеса. В 1915 году они создали первый русский автомобильный завод «АМО», который потом был переименован в «ЗиС» и «ЗиЛ».
Кто сегодня не знает Третьяковской галереи? Павел Михайлович Третьяков начинал карьеру в торговле, работая мальчиком в магазине отца. Вместе с братом Сергеем построил льноткацкую фабрику, на которой было занято несколько тысяч человек. Состояние Павла Михайловича оценивалось в миллион рублей. К концу жизни он имел титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств. К 80-м годам XIX века художественная галерея Третьяковых стала крупнейшим явлением культурной жизни страны. Саврасов, Трутовский, Максимов, Перов, Иванов — это лишь отдельные великие имена русских художников, открытых Третьяковым. Его считали первым экспертом в живописи. Павел Михайлович писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, несущего многим пользу, всем удовольствие». Вход в Третьяковку тогда был бесплатным для зрителей. В Москве действовали Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, приют для вдов и сирот художников, Третьяковская богадельня, детская психиатрическая больница, созданные на средства Павла Михайловича Третьякова.
Успешный железнодорожный строитель Савва Иванович Мамонтов создает первую в России частную оперу. Человек с ярко выраженными музыкальными способностями, он не только финансировал свой театр, но и был его художественным руководителем, подбирал репертуар, приглашал артистов. Причем его проект противостоял консерватизму императорских театров, не признававших опер русских композиторов Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Сейчас эти шедевры пользуются мировой славой. Большой театр уже по традиции начинает сезоны с «Бориса Годунова». Но именно на сцене Мамонтова русские оперы стали доступны слушателям. Здесь началось восхождение великого певца Федора Шаляпина. Савва Иванович привлекал к оформлению спектаклей лучших российских художников — Серова, Коровина, Левитана, Врубеля. Именно у Мамонтова сложилась современная концепция оперного спектакля, соединяющего в себе музыку, драматургию и живопись.
Не все сразу поняли новаторство Мамонтова. Увы, даже Антон Павлович Чехов написал фельетон, в котором резко отрицательно отозвался о постановке «Русалки» Даргомыжского лишь на том основании, что владелец оперы — «железнодорожный барин». В ответ на это появился другой фельетон Власа Дорошевича, в котором говорилось: «Когда купец-миллионер бьет зеркала в ресторане — это считается нормальным и ни у кого не вызывает желания написать фельетон. Вот их уровень, их стиль, и пусть так и будет. Но когда вместо битья стекол миллионер начинает ставить оперы — это называется безобразием, угрозой высокой культуре, он лезет не в свой огород».
И все-таки они шли в высокую культуру. Константин Сергеевич Станиславский. Это имя прославило Россию на века. Во второй половине 1890-х годов промышленник Алексеев (настоящая фамилия Станиславского) после смерти отца оснастил новейшим оборудованием доставшееся ему по наследству предприятие. И основал Московский художественный театр. И Чехов теперь писал для него свои великие пьесы. Константин Сергеевич, как и Мамонтов, был главным человеком в театре, его художественным руководителем. При этом он оставался председателем совета директоров своей фирмы до 1918 года.
В 1890-х годах русские предприниматели Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин вошли в мировую живопись. В это время в Европе развивается новое художественное направление — импрессионизм. Его представители не встречают серьезной поддержки ни у публики, ни у критиков, живут бедно. Щукин и Морозов покупают сотни полотен Моне, Мане, Сезанна, Дега. И создают в Москве два частных музея новой французской живописи. Как и Третьяковская галерея, музеи были бесплатными для посетителей. А сами владельцы, Морозов и Щукин, водят экскурсии, рассказывают о картинах. Щукин был первым человеком, поддержавшим Пабло Пикассо. Сергей Иванович купил в Париже 50 первых картин никому тогда не известного художника. И тем самым способствовал появлению великого гения.
Петербургский лесопромышленник Митрофан Петрович Беляев поддерживает столичных композиторов, выплачивая им премии за каждое новое произведение. Полтора миллиона рублей из своего состояния он завещал на развитие музыкального искусства. Жена железнодорожного строителя Карла Федоровича фон Мекка, Надежда Филаретовна, выплачивала великому Чайковскому ежегодно 6 тыс. руб., чтобы композитор ни в чем не нуждался и полностью посвятил себя творчеству. Что было бы с русской наукой и искусством без участия предпринимателей?
Добившись высших успехов в бизнесе, в силу своего характера русские предприниматели не могли оставаться в стороне от закрытых ранее для них сфер общественной жизни — науки, образования, культуры. Им словно становилось тесно в мире бизнеса. Я думаю, что это не было простым меценатством, не было «шубой с барского плеча».
Предприниматели работают с большими деньгами. Голова, мозг должны постоянно получать интеллектуальную подпитку, мозг должен постоянно трудиться, чтобы не застыть, не окостенеть. И здесь требуется общение с интеллектуальной элитой. Лев Толстой дружил с Павлом Третьяковым, они часто писали друг другу, встречались. Они были нужны друг другу, взаимно друг друга обогащали. У них не было полного единства взглядов. Но Толстой был примером для Третьякова. Писатель, добившийся мировой славы, не почил на лаврах, активно участвует в общественной жизни. И это подталкивает Третьякова к такой же активности.
Русские предприниматели выходили на самые передовые рубежи науки и техники. Они создавали русскую культуру в самом широком смысле слова. Благодаря их неутомимой деятельности, их энергии, их патриотизму, Россия в начале XX века превратилась в великую державу. В страну, где производили мирового уровня товары, где создавали современные технологии и высочайшие произведения искусства.
Лев Краснопевцев
"Прямые инвестиции" / № 2(106)2011, с.14-15
Бизнес и культура — это важнейшая тема современной жизни. Их взаимовлияние в конце XIX-го и начале XX века, несомненно, было чрезвычайно важным и взаимно обогащающим ту и другую сферы. Об этом опыте нам сегодня знать необходимо.
В исторической науке есть общепринятая точка зрения, что капитализм в России начал развиваться во второй половине XVIII века. До этого периода предпринимательство было либо дворянским, либо купеческим. В качестве рабочей силы использовали крепостных, не имевших прав на активную роль в бизнесе. И только по указам Екатерины II крепостные мужики получили разрешение создавать свои мастерские, производить товары и услуги и продавать их. Окончательно этот порядок установился только к 1810 году. Почти 50 лет потребовалось, чтобы наш народ получил право на активное участие в бизнесе. Дворянско-купеческая элита этому противодействовала. Но государство понимало, что в противном случае Россию ждало постоянное отставание от Европы.
Тогда и появился у нас слой людей, которых называли «хозяйственные мужики». Как правило, это были крепостные фабриканты, крепостные предприниматели, начинавшие с маленьких мастерских, потом увеличивавшие размеры своих предприятий. Были даже крепостные миллионеры, но у них не было прав собственности на предприятие.
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский)
русский промышленник, заложил основы современного мирового театра
Это был самый тяжелый период в развитии русского капитализма. В большинстве своем первое поколение предпринимателей было малограмотным. Но люди были талантливые, способные мастера. Многие из этого поколения предпринимателей были старообрядцами. И это не случайно. С середины XVII века старообрядцы постоянно подвергались преследованиям со стороны государства и официальной Церкви. В этих условиях у староверов формировались необходимые для бизнеса качества — внутренняя дисциплина, способность к максимальной концентрации волевых усилий, стремление к независимости. Им было не до развлечений, не до танцев, не до табака и водки. Выживали самые крепкие, привыкшие зарабатывать и рассчитывать только на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития российского капитализма. Позднее, во втором и третьем поколениях русские предприниматели иногда переходили в официальную православную Церковь.
Второе поколение имело возможность получить образование, которое называлось «дьячковским». Где-то какие-то грамотные люди учили их читать, писать и считать. Именно это поколение предпринимателей начинает заменять ручное деревенское производство машинной техникой. И они со своими товарами уже выходят за пределы России. В сфере финансовой они переходят от единоличной собственности к акционерной форме бизнеса. В России развивается рынок акций. Появляются частные банки. Предприниматели второго поколения уже прекрасно понимают, что такое кредит. Это было значительным шагом в развитии экономической культуры.
Третье поколение русских бизнесменов вышло на общественную арену во второй половине XIX века.
Это было поколение миллионеров. Они полностью подавили дворянскую промышленность, использовавшую крепостной труд. Именно это поколение начинает тратить свои заработанные деньги на общественные нужды, на развитие в стране высокой культуры.
Петр Ионович Губонин, мужик, который сам выкупился из крепостной зависимости в 33 года, по первоначальной профессии был каменотесом. С нуля вышел в большой бизнес, построил около 5 тыс. верст железных дорог, участвовал в основании нескольких крупнейших машиностроительных предприятий (в частности, Коломенского, Брянского заводов), металлургического завода на Украине. Создал в Москве первое среднее профессионально-техническое учебное заведение (оно называлось «Комиссаровским училищем»), в котором готовили техников для железных дорог и машиностроительных предприятий. Активно финансировал Императорское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Построил огромный по тем временам туберкулезный санаторий в Гурзуфе.
Русские капиталисты дали колоссальный толчок отечественной науке. Первым крупным русским генетиком был Сергей Сергеевич Четвериков, сын владельца одной из лучших в Москве фабрик тонкосуконной шерсти.
Иван Ильич Вавилов создал одну из крупнейших в России торговых фирм. Два его сына, Николай и Сергей, стали великими русскими учеными. Николай Иванович был биологом, а Сергей Иванович — оптиком.
Наша авиация очень многим обязана Дмитрию Павловичу Рябушинскому, одному из родоначальников русской аэродинамической школы. На свои средства он создал в Подмосковье лабораторию, в которой была построена аэродинамическая труба. Дмитрий Павлович вел исследования, писал научные труды. В 1918 году уехал в Сорбонну преподавать математику и физику. Там его называли «великим русским ученым».
Брат Дмитрия Павловича, Николай Павлович Рябушин-ский, издавал журнал «Золотое руно», в котором печатал стихи Александра Блока, Валерия Брюсова, других наших поэтов-символистов. Его интересовало самое новое направление русской поэзии. При этом братья Рябушинские не уходят из бизнеса. В 1915 году они создали первый русский автомобильный завод «АМО», который потом был переименован в «ЗиС» и «ЗиЛ».
Кто сегодня не знает Третьяковской галереи? Павел Михайлович Третьяков начинал карьеру в торговле, работая мальчиком в магазине отца. Вместе с братом Сергеем построил льноткацкую фабрику, на которой было занято несколько тысяч человек. Состояние Павла Михайловича оценивалось в миллион рублей. К концу жизни он имел титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств. К 80-м годам XIX века художественная галерея Третьяковых стала крупнейшим явлением культурной жизни страны. Саврасов, Трутовский, Максимов, Перов, Иванов — это лишь отдельные великие имена русских художников, открытых Третьяковым. Его считали первым экспертом в живописи. Павел Михайлович писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, несущего многим пользу, всем удовольствие». Вход в Третьяковку тогда был бесплатным для зрителей. В Москве действовали Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, приют для вдов и сирот художников, Третьяковская богадельня, детская психиатрическая больница, созданные на средства Павла Михайловича Третьякова.
Успешный железнодорожный строитель Савва Иванович Мамонтов создает первую в России частную оперу. Человек с ярко выраженными музыкальными способностями, он не только финансировал свой театр, но и был его художественным руководителем, подбирал репертуар, приглашал артистов. Причем его проект противостоял консерватизму императорских театров, не признававших опер русских композиторов Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Сейчас эти шедевры пользуются мировой славой. Большой театр уже по традиции начинает сезоны с «Бориса Годунова». Но именно на сцене Мамонтова русские оперы стали доступны слушателям. Здесь началось восхождение великого певца Федора Шаляпина. Савва Иванович привлекал к оформлению спектаклей лучших российских художников — Серова, Коровина, Левитана, Врубеля. Именно у Мамонтова сложилась современная концепция оперного спектакля, соединяющего в себе музыку, драматургию и живопись.
Не все сразу поняли новаторство Мамонтова. Увы, даже Антон Павлович Чехов написал фельетон, в котором резко отрицательно отозвался о постановке «Русалки» Даргомыжского лишь на том основании, что владелец оперы — «железнодорожный барин». В ответ на это появился другой фельетон Власа Дорошевича, в котором говорилось: «Когда купец-миллионер бьет зеркала в ресторане — это считается нормальным и ни у кого не вызывает желания написать фельетон. Вот их уровень, их стиль, и пусть так и будет. Но когда вместо битья стекол миллионер начинает ставить оперы — это называется безобразием, угрозой высокой культуре, он лезет не в свой огород».
И все-таки они шли в высокую культуру. Константин Сергеевич Станиславский. Это имя прославило Россию на века. Во второй половине 1890-х годов промышленник Алексеев (настоящая фамилия Станиславского) после смерти отца оснастил новейшим оборудованием доставшееся ему по наследству предприятие. И основал Московский художественный театр. И Чехов теперь писал для него свои великие пьесы. Константин Сергеевич, как и Мамонтов, был главным человеком в театре, его художественным руководителем. При этом он оставался председателем совета директоров своей фирмы до 1918 года.
В 1890-х годах русские предприниматели Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин вошли в мировую живопись. В это время в Европе развивается новое художественное направление — импрессионизм. Его представители не встречают серьезной поддержки ни у публики, ни у критиков, живут бедно. Щукин и Морозов покупают сотни полотен Моне, Мане, Сезанна, Дега. И создают в Москве два частных музея новой французской живописи. Как и Третьяковская галерея, музеи были бесплатными для посетителей. А сами владельцы, Морозов и Щукин, водят экскурсии, рассказывают о картинах. Щукин был первым человеком, поддержавшим Пабло Пикассо. Сергей Иванович купил в Париже 50 первых картин никому тогда не известного художника. И тем самым способствовал появлению великого гения.
Петербургский лесопромышленник Митрофан Петрович Беляев поддерживает столичных композиторов, выплачивая им премии за каждое новое произведение. Полтора миллиона рублей из своего состояния он завещал на развитие музыкального искусства. Жена железнодорожного строителя Карла Федоровича фон Мекка, Надежда Филаретовна, выплачивала великому Чайковскому ежегодно 6 тыс. руб., чтобы композитор ни в чем не нуждался и полностью посвятил себя творчеству. Что было бы с русской наукой и искусством без участия предпринимателей?
Добившись высших успехов в бизнесе, в силу своего характера русские предприниматели не могли оставаться в стороне от закрытых ранее для них сфер общественной жизни — науки, образования, культуры. Им словно становилось тесно в мире бизнеса. Я думаю, что это не было простым меценатством, не было «шубой с барского плеча».
Предприниматели работают с большими деньгами. Голова, мозг должны постоянно получать интеллектуальную подпитку, мозг должен постоянно трудиться, чтобы не застыть, не окостенеть. И здесь требуется общение с интеллектуальной элитой. Лев Толстой дружил с Павлом Третьяковым, они часто писали друг другу, встречались. Они были нужны друг другу, взаимно друг друга обогащали. У них не было полного единства взглядов. Но Толстой был примером для Третьякова. Писатель, добившийся мировой славы, не почил на лаврах, активно участвует в общественной жизни. И это подталкивает Третьякова к такой же активности.
Русские предприниматели выходили на самые передовые рубежи науки и техники. Они создавали русскую культуру в самом широком смысле слова. Благодаря их неутомимой деятельности, их энергии, их патриотизму, Россия в начале XX века превратилась в великую державу. В страну, где производили мирового уровня товары, где создавали современные технологии и высочайшие произведения искусства.
Лев Краснопевцев
"Прямые инвестиции" / № 2(106)2011, с.14-15