Истьинско-Залипяжский чугуноплавильный и железоделательный завод
Рязанская область, Старожиловский район, село Истье, улица Заводская, дом 1
История здания
В августе 1713 года московские купцы Рюмин и Томилин по указу царя Петра Первого приступили к постройке Истьинско--Залипяжского — по названию ближнего села — железоделательного завода. Сам царь Петр Алексеевич посещал его и даже проработал на нем несколько часов молотобойцем — об этом факте упоминается в книге известного польского историка Казимира Валишевского «Петр Великий. Воспитание. Личность».
В 1773 году предприятие перешло к богатому помещику Петру Кирилловичу Хлебникову. Благодаря ему об Истьинском заводе узнали и в столицах. Ведь Хлебников, несмотря на то, что прожил всего 43 года, вращался в высших кругах. Было общеизвестно, что Хлебников — владелец первой в России игольной фабрики, учрежденной по воле и под покровительством императора Петра Великого и бывшей единственной в России в продолжение почти ста лет.
Будучи человеком деятельным, Петр Кириллович не упустил возможности внести свой вклад в развитие производства. При нем были отстроены новые корпуса и две большие плотины на реках Проня и Истья. В те годы продукция завода была нарасхват: гвозди, иглы, булавки, спицы.
Дочь Хлебникова Анна стала женой Дмитрия Полторацкого, который стал известен благодаря своему стремлению к прогрессу буквально во всем. Он занимался совершенствованием процессов обработки земли, пропагандировал их среди соседей-помещиков. Пристрастие Полторацкого к плугу вызвало протест со стороны графа Ф. В. Ростопчина, который в брошюре «Плуг и соха», изданной в 1806 г., выступил защитником достоинств сохи. Вопрос вышел на национальную орбиту: спорили о том, следует ли в русском земледелии употреблять орудия иностранного изобретения.
Хозяин обратил свою энергию и на завод: была произведена реконструкция, завезено из Англии, Германии и Бельгии большое количество машинного оборудования, выстроена новая домна, дававшая до 500 пудов чугуна в день, установлены две паровые машины, две пудлинговые печи в железоделательном цехе. Благодаря принятым мерам ручной труд во многом был заменен на машинный, а объемы годовой продукции выросли до 376 тыс. пудов.
Известностью пользовался и следующий владелец Истьинского завода — Сергей Дмитриевич Полторацкий, сын Дмитрия Марковича и Анны Петровны. К нему же по наследству перешла страсть и дело всей жизни его деда — Хлебниковская библиотека, которую он значительно развил и приумножил.
Вторая половина девятнадцатого века — эпоха пара, стремительного развития железных дорог. Железнодорожная ветка от станции Старожилово пришла и в Истье.
В декабре 1871 году заводы оказались в собственности надворного советника Христиана Христиановича Мейена (1832 - 1876), с 1874 года ими распоряжалось «Акционерное общество русского рельсового производства».
По данным «Указателя фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» 1887 года в Истье располагалось Общество русского рельсового производства (Проволочное и гвоздильное отделение железоделательного завода). Завод изготовлял до 51000 пудов гвоздей и железнодорожных скреплений и до 200 пудов проволоки. Оборот 106000 рублей.
Стал меняться профиль производства продукции - это была продукция для железнодорожного транспорта: рельсы, стрелки, вагонные колеса. Производство немного расширилось.
В 1897 году «Общество русского рельсового производства» преобразовалось в «Общество истьинских металлургических и механических заводов», значительно увеличило капитал и на короткое время подняло производство до 417 тысяч рублей, годового оборота.
В 1773 году предприятие перешло к богатому помещику Петру Кирилловичу Хлебникову. Благодаря ему об Истьинском заводе узнали и в столицах. Ведь Хлебников, несмотря на то, что прожил всего 43 года, вращался в высших кругах. Было общеизвестно, что Хлебников — владелец первой в России игольной фабрики, учрежденной по воле и под покровительством императора Петра Великого и бывшей единственной в России в продолжение почти ста лет.
Будучи человеком деятельным, Петр Кириллович не упустил возможности внести свой вклад в развитие производства. При нем были отстроены новые корпуса и две большие плотины на реках Проня и Истья. В те годы продукция завода была нарасхват: гвозди, иглы, булавки, спицы.
Дочь Хлебникова Анна стала женой Дмитрия Полторацкого, который стал известен благодаря своему стремлению к прогрессу буквально во всем. Он занимался совершенствованием процессов обработки земли, пропагандировал их среди соседей-помещиков. Пристрастие Полторацкого к плугу вызвало протест со стороны графа Ф. В. Ростопчина, который в брошюре «Плуг и соха», изданной в 1806 г., выступил защитником достоинств сохи. Вопрос вышел на национальную орбиту: спорили о том, следует ли в русском земледелии употреблять орудия иностранного изобретения.
Хозяин обратил свою энергию и на завод: была произведена реконструкция, завезено из Англии, Германии и Бельгии большое количество машинного оборудования, выстроена новая домна, дававшая до 500 пудов чугуна в день, установлены две паровые машины, две пудлинговые печи в железоделательном цехе. Благодаря принятым мерам ручной труд во многом был заменен на машинный, а объемы годовой продукции выросли до 376 тыс. пудов.
Известностью пользовался и следующий владелец Истьинского завода — Сергей Дмитриевич Полторацкий, сын Дмитрия Марковича и Анны Петровны. К нему же по наследству перешла страсть и дело всей жизни его деда — Хлебниковская библиотека, которую он значительно развил и приумножил.
Вторая половина девятнадцатого века — эпоха пара, стремительного развития железных дорог. Железнодорожная ветка от станции Старожилово пришла и в Истье.
В декабре 1871 году заводы оказались в собственности надворного советника Христиана Христиановича Мейена (1832 - 1876), с 1874 года ими распоряжалось «Акционерное общество русского рельсового производства».
По данным «Указателя фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» 1887 года в Истье располагалось Общество русского рельсового производства (Проволочное и гвоздильное отделение железоделательного завода). Завод изготовлял до 51000 пудов гвоздей и железнодорожных скреплений и до 200 пудов проволоки. Оборот 106000 рублей.
Стал меняться профиль производства продукции - это была продукция для железнодорожного транспорта: рельсы, стрелки, вагонные колеса. Производство немного расширилось.
В 1897 году «Общество русского рельсового производства» преобразовалось в «Общество истьинских металлургических и механических заводов», значительно увеличило капитал и на короткое время подняло производство до 417 тысяч рублей, годового оборота.