Первая городская электростанция в Рязани
г. Рязань, ул. Соборная, 18
История здания
Предприниматели
Первые «домовые» электростанции стали появляться в Рязани ещё в 1895–1904 годах. Самая первая динамо-машина в городе находилась на улице Селезнёвской (Пожалостина) у купца Фёдорова - держателя кроватной мастерской (современный адрес ул. Пожалостина, д.4 и 6) и любителя новинок техники, отметим, он был владельцем и первого в Рязани легкового автомобиля!
Одна из мощных частных электроустановок с паровым двигателем освещала железнодорожный вокзал. Кроме того, электричество имелось в усадьбе Губернской земской больницы на Большой Мещанской улице (Семинарской). Безусловно, для ночного освещения целого города, частных динамо-машин не было достаточно.
Большой вклад в дело электрификации внёс приезжий купец Сергей Морозов, построив на личные сбережения в 1911 -1913 годах электростанцию на Болдыревской улице (Некрасова), благодаря которой освещались главные улицы города: Астраханская, Почтовая и Соборная. Здание Морозовской электростанции отлично сохранилось до наших дней. Строение в готическом стиле с большими стрельчатыми окнами, дополненное шпилями и декоративными башенками, выстроено из красного кирпича с завода рязанского купца Михаила Михайловича Селиванова.
Проект «Рязанской городской электро-силовой станции» был составлен в 1910-х г. инженерами А. Ф. Шемаевым и А. Ф. Лаговским и принят к строительству в январе 1912 г. Г-образное в плане здание электростанции состояло из главного двухэтажного с подвалом западного корпуса, и перпендикулярного ему одноэтажного северного крыла. В 1920-е годы, при приспособлении здания под хлебозавод, объем строения превратился в П-образный с многочисленными пристройками, выполненными в том же архитектурном стиле. Основной протяженный западный корпус был надстроен двумя компактными башнеобразными объемами, а со двора к южному фасаду пристроено крыло, северное крыло было надстроено невысоким антресольным этажом.
Значительно отличавшаяся от окружающей современной застройки 1910-х годов, электростанция Морозова имела общие черты с Казённым винным складом на Никольской улице (Павлова), который был построен в 1899–1900 гг. на купленной в 1898 г. земле у потомственного почётного гражданина - Петра Васильевича Афанасьева-Дунаева и купеческой вдовы Александры Григорьевны Алексеевой.
Казённый винный склад, также располагал собственной электростанцией, её мощности хватало на освещение не только складских помещений и дворовой территории, но и на освещение части Никольской улицы (Павлова), на которую выходил парадный фасад здания склада, отметим, в данный момент комплекс «Водочного завода» отреставрирован.
Начиная с 1913 года губернский город стал меняться с каждым днём. Тусклые керосиновые лампы, источающие слабый свет в ночное время, были перемещены на окраины города – Ямскую (р-он пл. Театральной), Троицкую (р-он пл. Победы) и Солдатскую слободу (улица Чапаева), а их место заняли современные, по тем временам, электрические фонари, украшавшие только перекрёстки, но и этого для горожан, поражённых техническим новшеством эпохи, было достаточно.
Многие предприятия пожелали провести электричество, которое так стремительно стало входить в дома простых рязанцев. В прессе писалось: «Публика по улицам шла радостная, веселая, оживленная. Слышались возгласы удивления, восхищения, и неслось со всех сторон:
– Как днем!
– Как в Москве!..»
К 1917 году общую длину осветительных сетей в Рязани успели увеличить до 20 вёрст, а мощность городской электростанции - до 800 киловатт.
Одна из мощных частных электроустановок с паровым двигателем освещала железнодорожный вокзал. Кроме того, электричество имелось в усадьбе Губернской земской больницы на Большой Мещанской улице (Семинарской). Безусловно, для ночного освещения целого города, частных динамо-машин не было достаточно.
Большой вклад в дело электрификации внёс приезжий купец Сергей Морозов, построив на личные сбережения в 1911 -1913 годах электростанцию на Болдыревской улице (Некрасова), благодаря которой освещались главные улицы города: Астраханская, Почтовая и Соборная. Здание Морозовской электростанции отлично сохранилось до наших дней. Строение в готическом стиле с большими стрельчатыми окнами, дополненное шпилями и декоративными башенками, выстроено из красного кирпича с завода рязанского купца Михаила Михайловича Селиванова.
Проект «Рязанской городской электро-силовой станции» был составлен в 1910-х г. инженерами А. Ф. Шемаевым и А. Ф. Лаговским и принят к строительству в январе 1912 г. Г-образное в плане здание электростанции состояло из главного двухэтажного с подвалом западного корпуса, и перпендикулярного ему одноэтажного северного крыла. В 1920-е годы, при приспособлении здания под хлебозавод, объем строения превратился в П-образный с многочисленными пристройками, выполненными в том же архитектурном стиле. Основной протяженный западный корпус был надстроен двумя компактными башнеобразными объемами, а со двора к южному фасаду пристроено крыло, северное крыло было надстроено невысоким антресольным этажом.
Значительно отличавшаяся от окружающей современной застройки 1910-х годов, электростанция Морозова имела общие черты с Казённым винным складом на Никольской улице (Павлова), который был построен в 1899–1900 гг. на купленной в 1898 г. земле у потомственного почётного гражданина - Петра Васильевича Афанасьева-Дунаева и купеческой вдовы Александры Григорьевны Алексеевой.
Казённый винный склад, также располагал собственной электростанцией, её мощности хватало на освещение не только складских помещений и дворовой территории, но и на освещение части Никольской улицы (Павлова), на которую выходил парадный фасад здания склада, отметим, в данный момент комплекс «Водочного завода» отреставрирован.
Начиная с 1913 года губернский город стал меняться с каждым днём. Тусклые керосиновые лампы, источающие слабый свет в ночное время, были перемещены на окраины города – Ямскую (р-он пл. Театральной), Троицкую (р-он пл. Победы) и Солдатскую слободу (улица Чапаева), а их место заняли современные, по тем временам, электрические фонари, украшавшие только перекрёстки, но и этого для горожан, поражённых техническим новшеством эпохи, было достаточно.
Многие предприятия пожелали провести электричество, которое так стремительно стало входить в дома простых рязанцев. В прессе писалось: «Публика по улицам шла радостная, веселая, оживленная. Слышались возгласы удивления, восхищения, и неслось со всех сторон:
– Как днем!
– Как в Москве!..»
К 1917 году общую длину осветительных сетей в Рязани успели увеличить до 20 вёрст, а мощность городской электростанции - до 800 киловатт.