В Третьяковской галерее в зале Валентина Александровича Серова сразу привлекает внимание парадный портрет – в полный рост. На портрете - джентльмен, огромный, самодовольный, но элегантный, стоит около камина в своем доме и властно смотрит на нас. Именно его узнала публика в главном герое нашумевшей в конце XIX века пьесы «Джентльмен» Александра Ивановича Сумбатова-Южина. «Я, русский самородок, но смягченный цивилизацией», - заявляет главный герой пьесы Ларион Денисович Рыдлов, списанный автором с джентльмена на портрете В.А. Серова. Москвичи, знакомые с творчеством нашего героя, знали его как Михаила Юрьева – именно под таким псевдонимом он печатал свои произведения. На портрете В.А. Серова – противоречивая фигура, купец нового поколения. Директор Тверской мануфактуры, общественный деятель и благотворитель, староста Успенского собора, в котором венчались на царство правители России. Но производством и коммерцией практически не занимался – «горел искусством», как писали современники. Именно он первый привез в Россию полотна Ван Гога и Гогена. Женился на первой красавице Москвы, которую Андрей Белый называл «Сказкой», а его, мужа – «Кентавром».
Речь идет о Михаиле Абрамовиче Морозове. Сегодня – 150 лет со Дня его рождения.
Михаил Абрамович Морозов родился 7(19) августа 1870 года в Москве на Большой Алексеевской. Он старший сын Абрама Абрамовича Морозова, владельца Тверской мануфактуры, и Варвары Алексеевны, в девичестве Хлудовой, известной предпринимательницы и благотворительницы. После смерти мужа, оставшись вдовой с маленькими детьми, Варвара Алексеевна возглавила Тверскую мануфактуру. Михаил с детства проявлял интерес к науке и искусству, получил блестящее образование - окончил гимназию и историко-филологический факультет Московского университета.
А помогать матери в делах на фабрике стал средний сын, Иван Абрамович, окончивший политехникум в Цюрихе. Младший сын Абрама Абрамовича и Варвары Алексеевны, Арсений, больше был известен на Москве своим причудливым особняком на Воздвиженке.
В 21 год Михаил Абрамович, вступив в права отцовского наследства и став богатым человеком, женился на бесприданнице Маргарите Кирилловне Мамонтовой. Маргарита Кирилловна приходилась племянницей Вере Николаевне и Павлу Михайловичу Третьяковым, двоюродной племянницей Савве Ивановичу Мамонтову.
Как вспоминала Маргарита Кирилловна, они постоянно учились, любили музыку и театр, много путешествовали. Михаил Абрамович как человек «способный, живой, богатый и независимый», пробовал свои силы в различных областях. Написал несколько исторических сочинений: «Карл V и его время», «Спорные вопросы западноевропейской исторической науки». «Мои письма» - это его размышления и путевые заметки.
«Как-никак, а нужно признаться, что буржуазия у нас в Москве - сила. Она и первым представлениям пьес хлопает, и картины покупает, и о политике говорит», - пишет в «Моих письмах» Михаил Абрамович. Избирается гласным Московской думы, почетным мировым судьей. С 1897 года до самой смерти в 1903 году Михаил Абрамович состоял старостой Успенского собора, выделяя значительные средства на ремонт храма и работая над его историей. Вместе с матерью, Варварой Алексеевной, братьями и другими Морозовыми, откликнулся на призыв профессора Л.Л. Левшина и предоставил 30 тыс. рублей на создание Института для лечения страдающих опухолями – Ракового института, единственного в России, которому было присвоено имя Морозовых.
Как вспоминал Иван Владимирович Цветаев, Михаил Абрамович был одним из первых, кто согласился ему помочь, «легко и скоро, не заставляя минуты просить себя» - пожертвовал 30 тысяч на устройство зала греческой скульптуры – на копии Венеры Милосской и Лаокоона. В.И. Сафонов, как вспоминала Маргарита Кирилловна, привлек Михаила Абрамовича в состав дирекции Русского музыкального общества.
Но более всего его привлекало искусство. Еще в юности братья Михаил и Иван занимались в художественной студии Николая Мартынова, брали уроки у Константина Коровина, путешествовали по России вместе с пейзажистом Егором Хрусловым. В 90-е годы XIX века Михаил Абрамович увлекся коллекционированием. Одними из первых картин, которые он приобрел на выставках, стали «Северная идиллия» Константина Коровина и «Московский Кремль. Соборы» Аполлинария Васнецова. В 1900-1901 гг. Морозов покупает «Пирогу» и «Пейзаж с двумя козами» Гогена, «Море в Сен-Мари» Ван Гога – это первые картины этих художников, появившиеся в России.
Буквально за пять лет Михаил Абрамович собрал значительную и разноплановую коллекцию: 40 полотен европейских мастеров и около 50 картин русских художников. Михаил Абрамович начинает покупать картины в Париже почти одновременно со знаменитым Сергеем Ивановичем Щукиным. И, проживи он дольше, вполне возможно, его коллекция могла бы соперничать с собранием самого С.И.Щукина.
В особняке четы Морозовых на Смоленском бульваре на знаменитых воскресных завтраках собираются предприниматели и политики, поэты и художники. Но более всего Михаил Абрамович любил В.А. Серова. Именно здесь Валентин Александрович написал его портрет и портрет сына, Мики Морозова. Впоследствии В.А. Серов напишет портрет и Маргариты Кирилловны.
Весной 1903 года, в Париже Михаил Абрамович покупает одну из последних картин, «Белую ночь» Мунка за 500 франков. Она станет единственной картиной этого художника в России в то время. Тогда же Иван Абрамович совершает свои первые покупки. Михаил как бы передает эстафету - Иван продолжит дело своего брата и станет крупнейшим коллекционером.
12 октября (по ст.ст.) 1903 года Михаила Абрамовича Морозова не стало. Как писала Маргарита Кирилловна, еще в детстве он перенес скарлатину, которая дала осложнения на почки и сердце. Необходимо было беречься, но он и слышать об этом не хотел. «Когда доктора у него определили нефрит, он каждый день пил водку и закусывал ее сырым мясом с перцем. На это было ужасно смотреть! Прохворав всего несколько дней, Михаил Абрамович скончался после припадка грудной жабы», - вспоминала М.К. Морозова. В 1910 году Маргарита Кирилловна передала большую часть собрания своего мужа Третьяковской галерее.
«Михаил Абрамович Морозов вообще был чрезвычайно характерной фигурой, во всем его облике было что-то своеобразное и неотделимое от Москвы, он был очень яркой частицей ее быта, чуть-чуть экстравагантной, стихийной, но выразительной и заметной», - напишет Сергей Дягилев в 1903 году.- Его… постоянно не хватает, о нем часто вспоминаешь с грустью, и я уверен, что большинство художников-москвичей и любителей искусства и театра долго не забудут его оригинальной жизненной фигуры, так метко обрисованной на оставшемся нам портрете Серова, написанном почти накануне ранней и неожиданной кончины М.А. Морозова».
И мы вспоминаем Михаила Абрамовича как незаурядного человека, благотворителя, коллекционера. Картинами из его собрания мы можем любоваться в Эрмитаже, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Третьяковской галерее и других музеях.
Исп. Н. Семенова. «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?»
150 лет со дня рождения Михаила Абрамовича Морозова.
19 августа 2020
Подписка на новости и мероприятия Музея
Подписаться