Muzeydela.ru
О музее
  • История музея
  • О ком наш музей
  • Хранитель музея
    • Интервью
    • Лекции
    • Статьи
    • Книга
  • Миссия и задачи
  • Экспозиция
  • Отзывы о музее
  • Новости
  • Контакты
Проекты
Посетителям
  • Экскурсии в музее
  • Пешеходные экскурсии
  • Лекции
  • Музей детям
    • Интерактивные программы
    • Пешеходные экскурсии детям
    • Праздники в музее
  • Библиотека
  • Цены и правила посещения
Предпринимателям
  • Экскурсии
  • Услуги
Организациям
  • Школам
    • Экскурсии
    • Услуги
  • ВУЗам
    • Экскурсии
    • Услуги
  • Предприятиям
    • Экскурсии
    • Услуги
  • Финансовым организациям
    • Экскурсии
    • Услуги
Афиша
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    +7 (499) 237-5349
    info@muzeydela.ru
    Москва, ул. Донская, д. 9
    • Вконтакте
    • Telegram
    • Яндекс.Zen
    Muzeydela.ru
    О музее
    • История музея
    • О ком наш музей
    • Хранитель музея
      • Интервью
      • Лекции
      • Статьи
      • Книга
    • Миссия и задачи
    • Экспозиция
    • Отзывы о музее
    • Новости
    • Контакты
    Проекты
    Посетителям
    • Экскурсии в музее
    • Пешеходные экскурсии
    • Лекции
    • Музей детям
      • Интерактивные программы
      • Пешеходные экскурсии детям
      • Праздники в музее
    • Библиотека
    • Цены и правила посещения
    Предпринимателям
    • Экскурсии
    • Услуги
    Организациям
    • Школам
      • Экскурсии
      • Услуги
    • ВУЗам
      • Экскурсии
      • Услуги
    • Предприятиям
      • Экскурсии
      • Услуги
    • Финансовым организациям
      • Экскурсии
      • Услуги
    Афиша
      • Главная
      • Новости
      • 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка

      200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка

      4 июля 2021
      1856 г. - Россия потерпела поражение в Крымской войне. Одна из причин – плохое снабжение армии из-за отсутствия железных дорог. Создание в России сети железных дорог стало насущной необходимостью. Образованное Главное Общество российских железных дорог с этой задачей не справилось, и правительством было принято решение предоставлять концессии на строительство железных дорог предпринимателям. Но охотников получить концессии было не много – такого опыта еще не было. Одними из пионеров в частном строительстве железных дорог - министр финансов С.Ю.Витте назвал их железнодорожными королями - стали Павел Григорьевич фон Дервиз и Карл Федорович фон Мекк.

      4 июля 2021 года – юбилей - 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка. Карл Федорович (Карл Оттон Георг) родился 22 июня (4 июля) 1821 года в старинной остзейской дворянской семье. Род Мекков ведет свое начало с конца XV века – родоначальником династии считается канцлер Силезии Фридрих фон Мекк. Отец Карла Федорович, Оттон Адам фон Мекк, рано умер, оставив вдову с пятью маленькими детьми и практически без средств к существованию.

      Окончив в 1844 году Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, Карл Федорович служил в ведомстве путей сообщения – инженером и инспектором строительства железных дорог в западной части России. Именно там, в Смоленской губернии, он и познакомился со своей будущей женой, Надеждой Филаретовной Фраловской. «В те времена был обычай приглашать на обед деловых людей и чиновников, проезжающих через владения живущих в этом районе людей. Очевидно, так случилось и с Карлом фон Мекком, когда во время своих инспекторских командировок он был приглашен Фраловскими погостить в их маленькое имение в Смоленской губернии», - пишет в своих воспоминаниях Галина Николаевна фон Мекк, их внучка. Он влюбился, а ей всего 15 - она младше на 10 лет. Сделал предложение, но получил отказ. На следующий год – снова отказ. И только когда Надежде минуло 17 лет, она дала согласие.

      Надежда Филаретовна фон Мекк (1831-1894) больше известна как меценатка, благодаря которой Петр Ильич Чайковский смог полностью посвятить свою жизнь творчеству. В этом году 190 лет со дня ее рождения. Но именно благодаря Надежде Филаретовне Карл Федорович оставил казенную службу.
      «Мой муж был инженер путей сообщения и служил на казенной службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год - единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках...» - писала Надежда Филаретовна Петру Ильичу в 1877 году, уже после смерти мужа. Но казенная служба давила ее невыносимо: «при ней человек должен забыть, что у него есть разум, воля, человеческое достоинство, что он должен сделаться куклой, автоматом». Этого положения мужа она не могла выносить. «Я стала просить, умолять его бросить службу, а на его замечание, что тогда нам нечего будет есть, я отвечала, что мы будем трудиться и не пропадем, но когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только двадцать копеек в день на все», - писала Надежда Филаретовна.

      В это время создается одно из первых акционерных обществ по строительству железных дорог – «Общество Саратовской железной дороги». В 1860 году начинается строительство первого участка - Москва – Коломна. Карл Федорович получил подряды на проведение земляных работ, полотна, искусственных сооружений дороги и зарекомендовал себя профессиональным инженером.

      После ввода в действие первого участка дороги строительство ее было приостановлено, а обанкротившееся общество ликвидировано. Но в январе 1863 было создано «Общество Московско-Рязанской железной дороги». Председателем Правления нового общества стал П.Г. фон Дервиз, который был главным секретарем «Общества Саратовской железной дороги». Именно Карлу Федоровичу фон Мекку он и предоставляет подряд на строительство участка от Коломны до Рязани.

      Карл Федорович становится партнером П.Г. фон Дервиза: в строительстве следующей дороги, Рязанско-Козловской, он участвует как подрядчик, а при строительстве Курско – Киевской железной дороги – уже как учредитель, вместе с князем С.А. Долгоруковым.

      По условиям концессии на строительство Курско-Киевской железной дороги, утвержденной 24.12. 1866г. (ПСЗ № 44044), учредители обязались:
      1) устроить 438 верст дороги и снабдить ее подвижным составом - на оптовую сумму 5 824 295 фунтов стерлингов (часть суммы, 1 200 000, предоставлялась в фунтах стерлингах, остальная в рублях – 20 469 425 кредитных рублей);
      2) обеспечить эксплуатацию железной дороги.
      Создавалось акционерное общество с капиталом 4 500 000 фунтов стерлингов - должно было быть выпущено 15 000 акций в 100 ф.ст. и облигаций на сумму 3 000 000 ф.ст. При этом ¾ акций правительство оставляло за собой, ¼ акций приобретали учредители по нарицательной (номинальной, как мы сейчас говорим) стоимости. Правительство гарантировало минимальный 5% дивиденд на всю сумму капитала – на акции и облигации.

      В дальнейшем Карл Федорович получал концессии самостоятельно – П.Г. фон Дервиз ушел от дел и переехал за границу. Так, в 1871 году Карл Федорович (или Оттонович, как указано в документе) получил концессию на строительство Лидварово-Роменской железной дороги.

      О Карле Федоровиче осталось мало сведений. Какой он был? С.Ю. Витте так писал о нем: «Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; нажил он порядочное состояние, но жил довольно скромно». Современники отмечали его высокий профессионализм и качество исполнения работ. И, конечно, это был человек с большой силой воли и великолепный организатор. Практически не владея русским языком, без копейки в кармане в начале своего жизненного пути, об этом пишет его внучка, Галина фон Мекк, он смог стать профессионалом и заложить основы семейного дела фон Мекков. А Надежда Филаретовна помогала и поддерживала – она была и кормилицею, и нянькою, и учительницей, и швеей для своих детей, а также камердинером, бухгалтером, секретарем и помощником мужа, как она писала П.И. Чайковскому. А когда ей было трудно, садилась за рояль. Галина фон Мекк полагает, что ее дед тоже любил музыку.

      Карл Федорович помогал многим учреждениям и обществам: жертвовал средства общежитию студентов Петербургского института инженеров путей сообщения, Московскому лицею памяти Цесаревича Николая (Катковскому лицею), был членом Попечительства о недостаточных студентах Императорского университета Св. Владимира в Киеве, предоставлял средства на строительство Дома призрения бедных в Киеве и др.

      После смерти Карла Федоровича фон Мекка в 1876 году его дело продолжила Надежда Филаретовна вместе со старшим сыном, Владимиром Карловичем. А затем семейное дело возглавил другой сын – Николай Карлович фон Мекк.

      Если вы хотите больше узнать о династии фон Мекков, то рекомендуем:
      • сайт, который создал Денис Фон Мекк, потомок фон Мекков и Чайковских - http://von-meck.info/ ,
      • лекции Дениса Андреевича фон Мекка - на его ютуб-канале и на ютуб-канале нашего Музея:
      https://www.youtube.com/playlist...
      https://www.youtube.com/channel/UCOd9zGigBVk7qBF0x98Xr0g;
      • а также замечательную книгу воспоминаний Г.Н. фон Мекк «Как я их помню».



      Подписка на новости и мероприятия Музея
      Подписаться
      3 
      1 / 3
      • 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка
      • 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка
      • 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка
      200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка
      200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка
      200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка
      Назад к списку
      График экскурсий
      Обращаем Ваше внимание, что пешеходные экскурсии проводятся в период с апреля по октябрь
      Закрыть