
Ф.В. Чижов родился 27 февраля (11 марта) 1811 года в Костроме. Его имя было широко известно в XIX веке. Многие, например, Савва Иванович Мамонтов и Василий Дмитриевич Поленов, считали его своим учителем. Его разнообразные деяния поражают, а жизнь напоминает захватывающий роман. В чем же, как сейчас говорят, секрет его успеха?
Новатор, «фонарщик», он не боялся менять свою жизнь. Окончил Петербургский университет, защитил диссертацию, получил степень магистра философии по отделу физико-математических наук, должность профессора в Петербургском университете. Но в 40-е годы XIX века оставляет преподавательскую деятельность, изучает историю искусства, много путешествует, знакомится с Н.В. Гоголем, Н.М.Языковым и А.А. Ивановым. Увлекается славянским национально-освободительным движением. Итог - арест, запрет на жительство в двух столицах, ссылка на Украину.
В ссылке получает в аренду у государства шелковичные плантации, не приносящие дохода, и через несколько лет добивается таких успехов, что его в округе называют «шовковым паном». Получив разрешение жить в столицах, в 1857 году переезжает в Москву. Издает в разное время журнал для предпринимателей «Вестник промышленности», газету «Акционер», «День», «Москва», участвует в строительстве железных дорог, возглавляет банки.
Мыслил масштабно, не довольствовался только своими интересами. Ему был присущ государственный подход. Развивая свое дело на Украине, он рассматривал шелководство как «источник вещественного благосостояния всей средне-южной России» - бесплатно раздавал крестьянам тутовые деревья и личинки шелковичных червей, организовал практическую школу для мальчиков. И местное население постепенно начало заниматься новым для них промыслом.
Ф.В. Чижов очень хорошо понимал значение строительства железных дорог в России. И стал инициатором строительства железной дороги до Троице-Сергиевой лавры – первой частной «образцово-показательной паровозной» железной дороги на средства российских предпринимателей и силами российских инженеров и рабочих. Организовывал строительство Донецкой железной дороги, добился продажи Московско-Курской железной дороги московским предпринимателям, и до конца своей жизни оставался председателем Правления Московско-Курской железной дороги.
Мечтатель и немного авантюрист. Его назвали Федором в честь крестного, графа Федора Ивановича Толстого-Американца, о ком А.С. Грибоедов писал: «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом». Федор Чижов в детстве любил слушать его рассказы. Предприимчивость, активность, тяга к путешествиям, перемене занятий – может быть, это от своего известного крестного.
Большой мечтой Федора Васильевича было оживить северные окраины России:
«Мне уже рисуется, как мы оживим наш Север, заведем там города на берегах Ледовитого океана, прочистим Северную Двину, будем возить туда хлеб с Волги, а оттуда привозить дешевую рыбную пищу…».
Пароход "Ф.Чижов" Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства". Фотография конца 1880-х — начала 1890-х годов.
Дело своего учителя и в железнодорожном строительстве, и в освоении Севера продолжил Савва Иванович Мамонтов, продлив Ярославскую железную дорогу до Архангельска.
Главным для него было дело, а не слава и деньги: «Девиз мой: дело, после него - дело и после всего - дело; если есть дело, оно меня сильно радует». Жил очень скромно, друзья сетовали, что «не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой». Только незадолго до смерти он приобрел небольшой дом на Садовом кольце.
«…Тратить деньги на жизнь я не умею и не вижу надобности усиливать траты на то, что никогда не составляло для меня непременной принадлежности жизни... Я работаю сильно, много получаю за работу, но никогда я не работал для того, чтобы получить больше денег: работа сделалась атмосферою моего существования, без нее я решительно пропал бы», - писал Ф.В. Чижов.
К любому делу Ф.В. Чижов подходил основательно - изучал, вникал в детали, только потом действовал. Прежде, чем заняться шелководством, посетил лучшие плантации юга России, познакомился с организацией хозяйств видных русских селекционеров, а потом сам работал на плантациях – применил полученные знания на практике. Итогом этой деятельности стало издание им в 1853 году в Петербурге «Писем о шелководстве», где он делился своим опытом. Также он действовал и в издательском, и в банковском, и железнодорожном деле.
Вот уже несколько времени как я редактором журнала „Вестник промышленности“, и точно таким же бешеным редактором, как был бешеным шелководом… Работаю, как вол…», - писал Ф.В. Чижов в своем дневнике. Когда его избрали председателем Правления Московского купеческого банка, ему пришлось вникать и в банковское дело: «Дело это у нас новое… Теперь я с утра до вечера, именно с 9 часов утра до 9 часов вечера, иногда и позже, все в цифрах и в цифрах. Банк идет превосходно». Ратовал за прозрачный бизнес. По его инициативе в газетах печатались отчеты о состоянии дел возглавляемых им предприятий.
Постоянно занимался самообразованием, интересовался искусством, философией, живописью, читал литературные новинки, в конце жизни – «Капитал» Карла Маркса.
«Самая высокая услуга мира состоит не в преобразовании мира, а в исправлении и преобразовании себя», - считал Федор Васильевич.

С.А. Коровин. Ф.В. Чижов, окруженный друзьями, пишет духовное завещание.
Ф.В. Чижов умирает в 1877 году и завещает свой основной капитал на устройство и содержание в родной Костроме и Костромской губернии профессионально-технических учебных заведений, родильного дома и учебного родовспомогательного заведения. Душеприказчики Савва Иванович Мамонтов и Алексей Дмитриевич Поленов, брат художника, четко исполнили его волю. В начале XX века было открыто пять специальных учебных заведений: два – в Костроме, три в уездных городах – в Макарьеве, в Кологриве и в Чухломе; открылся родовспомогательный приют имени Ф.В. Чижова при уездной земской больнице, начало работать училище повивальных бабок 1-го разряда.
Низшее химико-техническое училище в Костроме. Фотография начала 1900-х годов.
Свою библиотеку – более 4 тысяч томов - Ф.В. Чижов завещает Румянцевскому музею, куда поступило и полотно его друга А.А. Иванова «Явление Христа народу». Дневник, который он вел с 14 лет, и весь свой личный архив также передает Румянцевскому музею без права изучения в течение 40 лет.
Среднее механико-техническое училище имени Ф. В. Чижова в Костроме. Фотография начала 1900-х годов.
В советское время имя Ф.В. Чижова было сбито с фронтонов всех пяти училищ, а через 40 лет после его смерти, в 1917 году, никому уже дела не было до его архива. И только в 90-годы XX века память о Ф.В. Чижове стала возрождаться. Историк Инна Анатольевна Симонова на основе архивных документов написала монографию, изданную в серии ЖЗЛ.
Имя Ф.В. Чижова носит химико-механический техникум в Костроме, основанный Федором Васильевичем, при техникуме действует музей Ф.В. Чижова.
На зданиях училищ близ Чухломы и в Макарьеве установлены памятные доски.
Усадьба Анфимово близ Чухломы. Сельскохозяйственное ремесленное училище имени Ф.В. Чижова
В 2011 году в Костроме был заложен памятный камень на месте, где планируется установить ему памятник.
В 2018г. на здании вокзала в Костроме в честь 130-летия открытия железнодорожного движения между Костромой и Ярославлем установили мемориальную доску руководителям Общества Московско-Ярославской железной дороги Фёдору Васильевичу Чижову и Савве Ивановичу Мамонтову.
А из Москвы до Александрова можно добраться на поезде «Федор Чижов».
Ист. И.А. Симонова «Федор Чижов». Очень рекомендуем!