Источником вдохновения для современных маркетологов может стать возможность изучить опыт своих предшественников.
Помните историю французского парфюмера Генриха Брокара, покорившего своим мастерством старую Москву? Еще одним французом, внесшим свое имя в историю московской промышленности, стал Адольф Сиу. Он приехал в Россию в 1853 году и начал работать в парфюмерной фирме. Однако уже через два года решил заняться собственным делом и открыл на Тверской магазин с небольшим кондитерским цехом.
Предприятие было семейным – поначалу им занимался Адольф Сиу с супругой Эжени, впоследствии в дело вошли сыновья, открыв в 1881 году торговый дом «С. Сиу и Ко».
К 1884 году братья Сиу выстраивают в Москве фабрику – рядом с Петровским парком. Надо сказать, что даже это событие стало сенсацией и привлекло внимание публики. Здание из красного кирпича имело роскошную парадную лестницу, фонтан у входа, ажурные кованые решетки и – невиданное в те времена дело! - освещалось электрическими фонарями.
"Вечером, когда в первый раз осветили весь корпус электричеством, перед решеткою фабрики собралась громадная толпа народа. Она долго не расходилась, любуясь поразительным эффектом", – так открытие фабрики описывали городские хроникеры.Посмотреть на светящееся здание фабрики приезжали со всей Москвы, показывали его и гостям столицы.
К концу 90-х годов XIX века фабрика имела 20 кондитерских цехов, 4 парфюмерных отделения, писчебумажное производство и выпускала до двух тысяч наименований продукции. Кондитерская продукция реализовывалась в сети роскошных магазинов, а также доставлялась собственным брендированным транспортом – автомобиль с надписью «Торговый дом «С.Сиу и Ко» знала вся Москва. При фабрике работало отделение по ремонту фургонов, карет и паровых котлов, цеха, где делалась упаковка, а также собственная прачечная и даже небольшая больница.
Ассортимент и сейчас поражает воображение. На фабрике обжаривали кофе и выпускали какао в банках. Делали множество сортов карамели с различными начинками, сиропы для которых варились тут же. Каждую карамельку упаковывали вручную – сначала в пергамент, а затем в фантик с виньеткой. Выпускали мармелад и пастилу, которые готовили только из натуральных яблок.
Особенной гордостью был шоколад – бархатистый, нежный, дорогой. А для путешественников делали жидкий шоколад, запакованный герметично в жестяную банку – чтобы можно было полакомиться в пути! Выпускали еще одну необыкновенную новинку – конфеты Сафо, «Caramelmou» - мягкая карамель, которая сейчас более известна как ирис. Карамель быстро полюбилась покупателям, а благодаря своей неприхотливости в хранении и большому сроку годности, доставлялась в самые отдаленные регионы страны.
Ноу-хау фабрики было драже, которое уже в те времена научились делать с начинкой из ликера! Необычный, да еще и пьянящий продукт изумлял покупателей, становился основой для разговоров. Так информация о бренде передавалась из уст в уста. Фабрика выпускала и печенье – в виде различных фигурок, квадратиков, пирамидок, сердечек, листочков, бубенцов, зайчиков, белочек, лошадиных головок.
А только прочтите вот этот текст: «Какое бы внимание не было обращено на выработку бисквита, его все же трудно сохранить, особенно в России, с ее долгими расстояниями. Поэтому мы относимся с большой осторожностью по всем мелочам по укладке».Отличная подсказка для современного маркетолога – как рассказать покупателю о бережном отношении к деталям.
К кофейной культуре москвичей приучали тоже весьма современным способом. В столице было открыто несколько фирменных кофеен, посетители которых не только пробовали изысканные сладости и напитки, но и знакомились с французской культурой. Кофейни быстро облюбовала самая изысканная московская публика.
«Немного отдохнуть, выпить чашку кофе или шоколада и скушать один из маленьких сендвичей» в роскошной обстановке стало одним из любимых занятий светских дам.Развивалась и сеть фирменных магазинов, большим успехом пользовался магазин при фабрике.
Яркий символ дореволюционного маркетинга – упаковка. Ее старались сделать узнаваемой, фантазийной, а, главное – функциональной, чтобы вызывать у покупателя положительные эмоции и долго напоминать о продукте. Красивые жестяные коробки от конфет и печенья хозяйки использовали для хранения бытовых мелочей, для детей в упаковки продукции вкладывали картинки с заданиями, описания опытов по естествознанию, тематические карточки для коллекционирования, а по конфетным фантикам даже можно было изучать историю России!
Шоколад «Карикатурный» и вовсе был развлечением и сулил веселый нескучный вечер – изображенные на его упаковке лица предлагалось разрезать по линиям и сложить свои варианты людей с другими носами!
В XIX веке предприниматели уже осознавали эффект от рекламных акций и с их помощью повышали спрос на непривычные и дорогие продукты – в частности, шоколад. «При покупке 10 фунтов шоколада за раз от 1 рубля дается 1 фунт шоколаду и одна шоколадница для приготовления оного», - гласили прейскуранты фабрики Сиу.
Прейскуранты вообще заслуживают отдельного упоминания – они выглядели как произведения искусства и образцы работы с возражениями! С их помощью фабриканты развеивали заблуждения о том, что какао и шоколад содержат масло, яйца, сливки и молоко – из-за чего «многие лишают себя этих здоровых и укрепительных веществ во время постов». С помощью прейскурантов подробно разъяснялась технология производства, это позволило убедить публику в том, что шоколад «Сиу и Ко» - совершенно постный продукт, и поднять продажи.
Фабрика производила такие замысловатые изделия как «шоколад экономический для таблеток», «шоколад в таблетках с картинками», среди которых были «Виды Парижской выставки», «Красавицы», «Дети на хуторе» и «Дети в цветах», «Ребусы», «Войска». В ассортименте также значились шоколадные сигары и папиросы, раковины с кремом, бомбы и яйца с сюрпризом, шоколадные бутылочки с ликером, а также различные конфетные смеси «в красивых ящиках».
В коробки с шоколадными таблетками вкладывали «различные игры, сюрпризы и различные вещи»: чайные приборы, куклы, пенальчики, волчки, револьверы и даже кожаные портмоне и ридикюли «изящной работы».
Прейскуранты содержали иллюстрации печенья и коробок, сведения о полученных медалях и публичных похвалах, а также упоминания, что «приготовление какао всех сортов исключительно механическое, а не химическое, и поэтому оно не содержит никаких вредных веществ».
В 1913 году, к 300-летию дома Романовых, фабрика Сиу выпускает юбилейную продукцию: одеколон «В память 300-летия Дома Романовых» в роскошном флаконе, конфеты «Сусанин» и «Юбилейный бисквит» - знаменитое печенье «Юбилейное». В этом же году компания становится поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Интересно и парфюмерное направление фабрики Сиу. Талантливый французский парфюмер выпускал легкие и свежие оригинальные ароматы, многие из которых производили сенсацию – например, духи «Свежее сено», обладающие ароматом свежескошенной травы и полевых цветов, подсыхающих на летнем солнце. Многим ароматам давались изысканные французские названия, флаконы и пробки отличались оригинальностью внешнего вида, а фирменные парфюмерные магазины поражали покупателей обилием зеркал, изысканностью и роскошеством дизайна.
Руководство фабрики высоко ценило работников и заботилось о так называемом employee experience– дизайне опыта сотрудника. Работникам со стажем 15 лет вручались серебряные часы. 25 лет стажа поощрялись еще более щедрым подарком – часами из золота. На фабрике строжайше соблюдался режим работы и трудовая дисциплина, раз в неделю прием вел доктор, а зарплата рабочих была выше, чем у работников других кондитерских производств.
После революции семья Сиу покинула Россию. Фабрика была национализирована и стала Государственной кондитерской фабрикой № 3. А в 1920 году получила новое имя- «Большевик». Считается, что это имя дал ей В.И.Ленин, когда рабочие фабрики избрали его своим депутатом в Моссовет. В 1967 году в честь 50-летия Октябрьской революции фабрикой «Большевик» было снова выпущено печенье «Юбилейное» - произошло второе рождение бренда, который и сегодня знают и любят миллионы покупателей страны!
Историческое здание фабрики, расположенное на Ленинградском проспекте, тоже получило вторую жизнь. Талантливые архитекторы превратили его в культурное и деловое пространство, а в одном из бывших фабричных цехов располагается Музей русского импрессионизма.
Материал подготовлен нашим Музеем специально для ОПОРы России.