Самый известный парфюмер старой Москвы – Генрих Афанасьевич Брокар - родился в семье французского парфюмера Атанаса Брокара. Уже в возрасте 14 лет он остался «на хозяйстве» в семейном производстве в Филадельфии и получил медаль за свои парфюмерные изделия.
![Генрих Афанасьевич Брокар и его супруга Шарлотта.](https://sun9-60.userapi.com/c855736/v855736827/255e86/AU8DyfsWL48.jpg)
В 1861 году Генрих по настоянию отца приезжает в Россию и поступает на работу в качестве главного лаборанта и парфюмера на парфюмерную фабрику московского купца Гика. Практически сразу женится на дочери бельгийского подданного, Шарлотте Равве, которая стала не просто его соратником и другом, но и блестящим деловым партнером. Отлично зная русский язык, Шарлотта Андреевна вела переговоры, умело общалась с покупателями, занималась разработкой упаковок, изящных этикеток, вела конторские книги и другое делопроизводство. Из каждой служебной поездки Брокар непременно присылал Шарлотте Андреевне множество писем, держал в курсе всех дел и сообщал обо всех нюансах иностранных производств и технологий.
Во время работы у Гика Генрих Брокар создает новый способ изготовления концентрированных духов и продает его французской фирме за 25 000 франков. Именно этот капитал стал основой для открытия собственной фабрики в Москве и впоследствии был приумножен Брокаром в 100 раз!
![Первая лаборатория Генриха Брокара.](https://sun9-40.userapi.com/c855736/v855736827/255e8e/BTOKhnHEakQ.jpg)
Первая лаборатория Генриха Брокара была скромной даже по сегодняшним меркам – арендованная квартира и конюшня в Теплом переулке. Трудились в ней всего 3 человека – ученик Брокара, мыловар Алексей Бардуков, проработавший у него полвека, рабочий Герасим и сам владелец предприятия. Оборудование состояло из дровяной плиты, каменной ступки и нескольких кастрюль, в которых варилось мыло. «Мощности» позволяли производить не более 120 кусков мыла в день, которые мыловары сами же развозили покупателям – московским купцам-галантерейщикам. Зимой товар развозили на салазках. Со временем, по воспоминаниям Бурдакова, «разжились» настолько, что начали развозить мыло на калиберах.
Возможно, предприятие и талант Брокара никогда не стали бы известны миру, если бы он не оказался еще и гениальным маркетологом. Он решает вырабатывать такие продукты, которые «шли бы огромными массами в народ, будучи одновременно весьма доступными в цене и обладая максимумом положительных качеств». Необычайно популярным среди населения стало мыло «Шаромъ» ценою от 5 копеек за кусок. Оно имело круглую форму, вытесненную эмблему фирмы и было «обильно насыщено глицерином», благодаря чему благотворно действовало на кожу.
![Мыло от Брокара мгновенно "ушло в народ".](https://sun9-4.userapi.com/c855736/v855736827/255ea0/Ppv7p3iohyQ.jpg)
«Народное мыло» Брокара стоило уже 1 копейку. С его появлением мылом начали пользоваться буквально все, и городская беднота, и обитатели сел и деревень. Ради забавы мыло покупали дети – знакомя тем самым с ним своих родителей. На ярмарках крестьяне активно покупали мыло на гостинцы женам. Колоссальный спрос на «Народное мыло» спровоцировал начало технического оснащения фабрики: производство таких объемов требовало установки паровых машин, котлов, увеличения количества персонала и его обучения – парфюмерная отрасль была еще в диковинку, и квалифицированных кадров не было.
Фантазия французского парфюмера, казалось, не знала границ, каждый новый продукт становился сенсацией. Фабрика Брокара выпускала туалетное мыло «Огурец» - в форме настоящего огурца, «Яичное», «Греческое», «Мятное». Выпускалось даже специальное мыло для детей – «Детское», на каждом куске которого была оттиснута буква алфавита - именно с него Брокар начал свое производство. А в каждой упаковке глицеринового мыла находилась премия в виде рисунков для вышивания.1 из 3 Создать карусель Добавьте описание Создать карусель Добавьте описание Создать карусель Добавьте описание Увидеть и восхититься - в нашем музее представлены великолепные упаковки и флаконы от парфюмерной продукции Брокара.Не меньшего мастерства Брокар достиг и в искусстве составления названий – сейчас мы назвали бы это «нейминг». Духи и одеколон «Свежее сено», «Люби меня», «Шантеклер», «Персидская сирень», «Наслаждение», «Лесная фея», «Мой секрет», «Идеал грез», пудра «Лебяжий пух» - это лишь немногие из названий, которые очаровывали публику не меньше, чем сама продукция.
![Генрих Брокар: талант, маркетинг и добросовестность., изображение №4](https://sun9-53.userapi.com/c855736/v855736827/255ebb/6caPu_OsgB0.jpg)
Отдельного упоминания заслуживают флаконы, названия на которых писались по-русски и по-французски – это придавало продукции особенный шарм! Для новых видов духов обязательно изобретались флаконы необычной формы. Доподлинно установлено, что знаменитый флакон в виде айсберга со стоящей на нем фигуркой белого медведя придумал Казимир Малевич!
![Флакон использовался для одеколона «Север» и выпускался в течение 80 лет!](https://sun9-63.userapi.com/c855736/v855736827/255eb3/VzRU8P8DHYw.jpg)
«Оригинальность упаковки, глыба льда, на поверхности которой стоит белый медведь, дает понять каждому, что свойство его освежает. Он незаменим против головных болей (мигреня) в летние жаркие дни и т.д.», - гласила реклама.Продукция изготавливалась на основе чистых природных компонентов и была столь востребована, что немало конкурентов начинали делать «копии», чем вынуждали Брокара периодически обращаться в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов для утверждения этикеток и ярлыков – это хотя бы частично защищало авторские права. Впрочем, покупатели чувствовали разницу и отдавали предпочтение оригинальному продукту – если название и упаковку можно было повторить, то повторить Брокаровское качество другим фабрикам не удавалось. И это не удивительно. Брокар много ездил по Европе, изучая иностранные производства. Постоянные инновации, совершенствование технологий приводят к тому, что фабрика оставляет далеко позади аналогичные производства в России.Осенью 1869 года году фабрика разрослась настолько, что была переведена в собственное здание на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы, где по сей день располагается фабрика «Новая заря», ставшая в советские годы преемником именитого производства.
![Генрих Брокар: талант, маркетинг и добросовестность., изображение №6](https://sun9-3.userapi.com/c855736/v855736434/24a0d4/wiZJ8sQ3w8s.jpg)
В истории успеха фабрики Брокара есть моменты, которые и сегодня поражают воображение. Например, Брокар, вероятно, первым в истории создал упаковки из нескольких видов продукции – сегодня их выпускают все ведущие парфюмерные и косметические марки мира. Свое ноу-хау он приурочил к открытию второго фирменного магазина - на Биржевой площади. Коробка, выпущенная к этому событию, содержала десять изящно упакованных миниатюр и стоила 1 рубль! В день открытия с 9 утра до 3 часов дня было продано 2000 экземпляров, после чего полиция заставила закрыть магазин, не справившись с потоком покупателей, заполонивших все окрестные улицы! Этот опыт стал новым стартапом – на фабрике начал работать целый отдел по выпуску наборов, и серии постоянно обновлялись.
Не менее впечатляющим было участие фирмы Брокара во Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила в 1882 году в Москве. Чтобы представить на выставке свой новый продукт – «Цветочный одеколон», Брокар распорядился изготовить из одеколона...фонтан! Новинкой можно было обрызгаться бесплатно, и количество желающих было таким, что снова потребовалось вмешательство полиции.
![Генрих Брокар: талант, маркетинг и добросовестность., изображение №7](https://sun9-45.userapi.com/c855736/v855736434/24a0e6/191KdZPbDVg.jpg)
«Таким образом цветочный одеколон вошел в обиход каждого мало-мальски культурного человека». Им освежали не только тело и одежду, но и воздух в помещениях. Уже к 1893 году производством одеколона занимался целый штат рабочих и лаборантов. Кстати, фабрика «Новая заря» до сих пор выпускает «Цветочный о-де-колонъ отъ Брокара», и он получает высокие оценки, как покупателей, так и парфюмерных блогеров. Есть у нас возможность оценить и другой легендарный продукт Брокара – духи «Любимый букет Императрицы», выпущенные к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Советским модницам эти духи известны под названием «Красная Москва». Они до сих пор выпускаются фабрикой и пользуются спросом!
![Генрих Брокар: талант, маркетинг и добросовестность., изображение №8](https://sun9-6.userapi.com/c855736/v855736434/24a0dc/mQ9g1KZzUtE.jpg)
В 1873 году, во время визита в столицу Ее Императорского Величества Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, Брокар преподносит августейшей особе букет цветов, выполненных из воска и парфюмированных соответствующими композициями. В букете были ландыши, фиалки, нарциссы, розы, другие полевые и садовые цветы, и все они благоухали как настоящие! Мария Александровна была так удивлена подарком, что разрешила Брокару именоваться поставщиком Государыни Великой Герцогини Марии Александровны и дала право употреблять на вывеске свой вензель!
![Генрих Брокар: талант, маркетинг и добросовестность., изображение №9](https://sun9-15.userapi.com/c855736/v855736434/24a0f9/zqGeVFifOIg.jpg)
В период 1891-1892 гг. обороты Товарищества «Брокар и Ко» достигли более миллиона рублей, в следующем, 1892/93 году эта цифра составила уже 1 500 000 рублей, а к 1900 году – 2 500 000 рублей! Примечательно, что выпуск новинок не уменьшал спроса на более ранние изделия – они продолжали пользоваться успехом среди покупателей, и более того – те требовали даже не менять упаковок, находя их идеальными! Продукция Брокара постоянно завоевывала высшие награды на различных российских и зарубежных выставках. Одна из главных побед фирмы – это получение в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде высшей награды – Государственного Герба. А Всемирная выставка в Париже в 1900 году, в которой участвовали ведущие предприятия всего мира, отметила именно продукцию Товарищества, присудив высшую награду - Grand Prix.
![Генрих Афанасьевич и Шарлотта Андреевна Брокар.](https://sun9-29.userapi.com/c855736/v855736434/24a103/acCrEg6XaEg.jpg)
Брокар был страстным коллекционером, любителем искусства и меценатом. Вот как пишут о нем современники: «Его коллекция, делавшаяся не раз доступной публике, является одной из самых ценных в Москве. Обладая чуткой душой, легко откликался на всякую нужду, но особенно охотно оказывал помощь беднякам из художественных сфер. У него были стипендиаты в академии, в наших училищах живописи, к нему за помощью обращались на первых шагах своей карьеры молодые художники» (газ. «Московский листок», 1900г.). А выставку своей коллекции Генрих Афанасьевич устроил в Верхних Торговых рядах (ныне – ГУМ).
Генрих Брокар скончался в 1900 году, и его смерть стала тяжелой утратой не только для близких, но и для всей Москвы. Храм, в котором совершалась заупокойная месса, был переполнен. Множество газет опубликовали заметки о его жизни и деятельности, одна из которых гласила: «Успех в деле, не особенно прочно поставленном у нас в России, добыт исключительно одной добросовестностью».Талантливый парфюмер, художник, гениальный маркетолог, грамотный управленец и человек, фанатично преданный своему делу - таким Брокара запомнила Москва. Таким вспоминаем его и мы.
В публикации использованы материалы книги "Золотой юбилей парфюмерного производства Товарищества Брокаръ и Ко в Москве" и фотоснимки из открытых источников.