22 (10 по ст.ст.) августа 1861 года в Москве на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся музыкальный магазин «П. Юргенсона». Сегодня – 160-летний юбилей предприятия, благодаря которому произведения русских композиторов распространились по всему миру!
Петр Иванович Юргенсон родился 5 июля 1836 года. Со школьной скамьи он отправился в Петербург и поступил на службу в музыкальный магазин О. Стелловского. Благодаря своим выдающимся способностям, быстро получил первую руководящую должность - заведующего нотным отделом фирмы Шильдбах. Вскоре на талантливого управляющего обратил внимание основатель Московской Консерватории Н.Г. Рубинштейн и посоветовал Юргенсону открыть собственное музыкальное издательство. Несмотря на отсутствие денежных средств, Юргенсон решился на это предприятие – и ничуть не прогадал. Фирма успешно просуществовала до революции, а выдающаяся издательская деятельность навсегда связала имя предпринимателя П.И. Юргенсона с именами величайших русских композиторов.
Поначалу ассортимент издаваемых фирмой произведений был скромным, но расширялся он с каждым годом. В свет начали выходить оркестровые и хоровые партитуры, этюды, учебная литература. Многие произведения издавались впервые и получали всемирную известность.
Молодое предприятие блестяще решило кадровую проблему. Чтобы не выписывать рабочих из Европы, было принято несколько русских мальчиков, которых обучили рисованию и граверному искусству. К 1878 году в нотопечатании не осталось ни одного гравера-иностранца.
Тогда же фирма произвела настоящий переворот на рынке, уменьшив цену на ноты более чем вдвое. Ноты российского производства стали стоить наравне, а зачастую и дешевле, чем ноты популярных зарубежных издательств. Были выкуплены права на издание произведений, пользовавшихся популярностью у непритязательной публики – безусловно, это вызвало колоссальный рост продаж.
Снижение цены не привело к ухудшению качества – наоборот! Гравировка, печать, бумага, художественные украшения и редактура были лучшими в стране и конкурировали с ведущими мировыми издательствами. Это подтверждали многочисленные награды: большая золотая медаль Московской политехнической выставки 1872 г. «За издание печатных нот, отличающихся изяществом и тщательностью печатания», большая серебряная медаль Парижской Всемирной Выставки (1889 г.), медаль и диплом Всемирной выставки в Чикаго (1893 г.) и др.
Издательство выделяла особенная миссия бизнеса. На первом месте для Юргенсона всегда стояли интересы культуры России, русской публики и русских композиторов. В первый год работы фирма стала комиссионером Консерватории и Московского Отделения Русского Музыкального Общества. Сам П.И. Юргенсон более 30 лет состоял директором (а позднее и казначеем) Московского отделения Русского музыкального общества. Он обладал великолепным музыкальным вкусом и безошибочно отличал произведения-однодневки от тех, которым суждено стать классикой. Был очень дружен с П.И. Чайковским и сыграл важную роль в его творческой судьбе. В 1878 году Юргенсон издал первое произведение Чайковского. В дальнейшем им были изданы почти все произведения классика.
Не будет преувеличением сказать, что именно Юргенсон привил европейцам любовь к русской музыке. Добившись высочайшего спроса, фирма открыла филиалы в Лейпциге, Париже и Лондоне. Была налажена постоянная торговля с Турцией, Египтом, Мексикой, Северной Америкой, Аргентиной и даже Австралией!
Для удобства публики склады работали в Санкт-Петербурге и Варшаве, а розничный магазин в Москве (Неглинный проезд, 14) предлагал «все выдающиеся сочинения всех родов и для всевозможных инструментов, как в роскошных, так и в дешевых, но изящных изданиях». В магазине стояли рояли, на которых можно было исполнить произведения перед покупкой нот, работала бесплатная читальня.
Юргенсон создал новые отрасли музыкальных изданий и первым начал издавать духовные музыкальные произведения. К 1911 году число музыкальных произведений, изданных П.И. Юргенсоном, достигло 35 300 номеров. Каталог фирмы занимал 521 страницу убористой в 2 столбца печати.
Изучая опыт Юргенсона, мы ясно видим рецепт успеха, близкий любому современному предпринимателю. Это постоянное повышение спроса за счет уменьшения цены и введения в ассортимент массовых, недорогих продуктов. Квалифицированные рабочие, высокое качество, безупречный профессиональный вкус и кругозор. А главное, чему учит нас пример Петра Ивановича Юргенсона – отдаваться делу со всей возможной страстностью и стойко переносить временные неудачи.
В завещании, написанном в 1903 году, Юргенсон просил сохранить издательство непременно под его именем. Дело издателя продолжили сыновья. Но после революции имя Юргенсона надолго было забыто. В 1918 году издательство национализировали, и оно продолжало работать сначала как подразделение Музыкального отдела Наркомпроса, затем — как Музсектор Госиздата, а в 1964 г. получило название «Музыка». Лишь в 2004 году в России снова появилось музыкальное издательство «П. Юргенсон». В 1998 году правнуком П.И. Юргенсона Борисом Петровичем Юргенсоном был основан благотворительный фонд, который поддерживает молодых одаренных композиторов. В настоящее время фонд возглавляет праправнучка великого издателя Анастасия Юргенсон.
Исп. Музыкальное издательство П. Юргенсона в Москве. 1861-1911. М. 1911
Издательство Петра Ивановича Юргенсона. К 160-летию со дня основания.
22 августа 2021
Подписка на новости и мероприятия Музея
Подписаться
10
/ 10