К 140-летию Михаила Павловича Рябушинского.
В 1924 году эмигрантские газеты публикуют ошеломляющую новость – в бывшем особняке Рябушинского найдены … сокровища! Тайник, обнаруженный в подвале, хранил не золото и бриллианты, а произведения великих русских и европейских художников. Среди находок – полотна Брюллова, Репина, Серова, Врубеля, Кустодиева, и даже бюст Виктора Гюго, созданный самим Роденом!
Особняк на Спиридоновке, о котором писали газеты, до 1917 года принадлежал Михаилу Павловичу Рябушинскому. Он родился 15 (27) июня 1880 года и был девятым ребенком в семье Павла Михайловича Рябушинского (шестым из братьев).
В начале XX века братья Рябушинские владели текстильными и писчебумажными фабриками, лесными угодьями, лесопильным и стекольным заводом, начали заниматься льняным делом. Установили контроль над Харьковским земельным банком, в 1902 году основали Банкирский дом Рябушинских, а в 1912 году – Московский банк, здание которого, построенное знаменитым Ф.О. Шехтелем в стиле «модерн», до сих пор стоит на Биржевой площади в Москве.
Все братья были пайщиками – совладельцами семейного дела. Характерной особенностью семьи Рябушинских, как отмечал П.А. Бурышкин, была «внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено место по установленному рангу…». Михаил Павлович больще занимался банковским делом - являлся директором правления Харьковского земельного банка и Московского банка.
В декабре 1916 года, в тяжелое для страны время, в типографии Т-ва Рябушинских выходит книга «Цель нашей работы» с пометкой «Конфиденциально», написанная М.П. Рябушинским для братьев. Книга описывает ближайшие планы по всем направлениям семейного дела и принципы, которыми братья руководствуются при его ведении.
Главным принципом, как отмечает Михаил Павлович, Рябушинские считают доверие клиентов. «Чем больше заслуживает доверия банк – тем более он получает вкладов». Доверие публики «получается лишь долголетней кропотливой и осторожной работой», а не «разного рода грюндерскими приемами». Добившись доверия, братья рекомендуют «утилизировать полученный капитал на создание здоровых предприятий».
Большое внимание уделяют они тщательному подбору знающих, честных и дельных работников. О достижениях в этой сфере Михаил Павлович пишет: «Постепенно кадр вырабатывался. Традиции создавались. Появились служащие, любящие дело, дорожащие его репутацией и отдающие свое сердце делу. Нашей же задачей было показать служащим, что у нас, его руководителей, первое не есть нажива, а принцип и честь дела».
М.П. Рябушинский после войны предлагает сосредоточиться на банковском деле, льняной и лесной отрасли. И по каждому направлению разрабатывает конкретный план действий. Планы были огромными – от покупки новых предприятий до завоевания мировых рынков.
В своем банке братья организуют целый научный отдел, который начинает заниматься изучением льняного дела: проводит анализ конкурентов и производства, изучает и собирает сведения о сортах, особенностях выращивания и переработки льна, анализирует «классы населения, преимущественно участвующие в культивировании льна и продаже его», знакомится со вкусом иностранцев, их привычками и среди задач имеет «составление своего стандарта, применительно к их вкусам». По сути, научный отдел банка - это прообраз современных отделов маркетинга в крупных производственных компаниях.
Про Михаила Павловича говорили, что в его жизни бизнес тесно переплетался с искусством. И не зря опись картин из его коллекции была обнаружена среди бумаг Московского банка. Он был известным московским меценатом, знатоком и ценителем живописи, увлекался театральным искусством. И даже женился не на представительнице своего сословия, а на танцовщице кардебалета Татьяне Фоминишне Примаковой.
Почти сразу после женитьбы молодая семья покупает особняк на Спиридоновке у Зинаиды Григорьевны, вдовы знаменитого Саввы Тимофеевича Морозова, за 380 тыс.рублей. Интерьеры особняка по сей день поражают воображение гостей – это Дом приемов МИД.
Именно этот особняк Михаил Павлович Рябушинский начинает украшать своим собранием живописи. Одними из первых произведений коллекции были купленные за 800 рублей полотна В.А. Серова «Линейка» и «Баба в телеге».
В его коллекции были знаменитая «Снегурочка» В.М. Васнецова, портрет И.Е. Репина работы Ф.А. Малявина, портрет С.И. Мамонтова кисти М.Врубеля, который Михаил Павлович приобрел у самого Саввы Ивановича Мамонтова после его краха, а также произведения французских импрессионистов. Собирал Рябушинский не только картины, но и скульптуру, антиквариат и старинные книги.
Михаил Павлович понимал, что должен сам разбираться в области искусства. Он составил обширную библиотеку профессиональной литературы и альбомов по искусству, был подписан на искусствоведческие журналы, в том числе европейские. И со временем М.П. Рябушинский стал пользоваться авторитетом как специалист в области живописи–внук монастырского крестьянина стал знатоком искусства.
Увлечение успешного предпринимателя искусством было не случайным. Михаила Павловича чрезвычайно вдохновлял пример П.М. Третьякова. Он хотел передать свою коллекцию городу, как П.М. Третьяков. Перед отъездом из столицы в 1917 году Михаил Павлович, как многие коллекционеры, часть коллекции передал на временное хранение в Третьяковскую галерею, а часть тщательно спрятал в своем особняке, рассчитывая в скором времени вернуться к созданию собственного музея.
Весной 1918 года братья Рябушинские отправляются в Харьков, где находился принадлежащий им Земельный банк. Михаил и Степан учреждают торговый дом «В.А. Бакулин и Ко» для торговли мануфактурными и иными товарами, в число совладельцев которого вошли и другие братья. Несколько месяцев спустя братья основывают мощный Юго-Центральный банк с капиталом 15 миллионов рублей с филиалами в различных городах. Правление банка в Харькове возглавил Михаил Павлович. Часть капиталов братья переводят за рубеж, а вскоре уезжают и сами.
«Сегодня суббота 27 апреля/10 мая 1919 года. Когда вернусь обратно? Ощущение какой-то нереальности, что уезжаю. Небо синее, синее. Ни одного облачка. Жарко. Ни малейшего дуновения ветерка. Море как зеркало. Берег стал отходить, постепенно теряя ясность очертаний. Вышел на корму, оперся о борт и, не отрываясь, смотрел на уходившую вдаль землю», - этот день Михаил Павлович помнил всю жизнь и все время отмечал в своих дневниках.
Основная нагрузка по ведению семейного бизнеса в эмиграции легла на Михаила Павловича, основавшего в Лондоне акционерный коммерческий банк – Western Bank. Он задумывает масштабный проект по захвату мирового рынка суконной торговли, но все попытки утвердиться в Америке и Европе оказались провальными, а экономический кризис и депрессия 30-х годов принесли полное разорение семейному предприятию.
«Стараюсь выбраться на поверхность земли», - писал в 1935 году Михаил Павлович брату Николаю. Михаилу в итоге помогли встать на ноги его профессиональные знания в области искусства. Как и его брат, Николай, он стал заниматься антикварным делом.
Михаил Павлович умер в 1960 году в Лондоне, передав свои воспоминания, дневники и переписку в Нью-Йоркскую публичную библиотеку. А в самом конце своей книги «Цель нашей работы» он сформулировал кредо братьев Рябушинских:
«При всех наших делах и начинаниях мы никогда не рассчитывали на ближайшие результаты нашей работы. Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат, и мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли».
Исп.: Ю.А. Петров. Династия Рябушинских.
М.П. Рябушинский. "Цель нашей работы".