
«Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым, и очень нарядная, хорошего вкуса при этом…», - писал сестре Константин Сомов. И написал ее в платье от известного модельера Надежды Петровны Ламановой: «Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее 4 жемчужных нитки, прическа умопомрачительная... точно на голове какой-то громадный жук». Александр Головин изобразил ее амазонкой с модной собачкой. Этот огромный парадный портрет до 1960-х годов висел в особняке Носовых на Введенской площади, пока его не передали в Исторический музей. А на портрете Николая Феофилактова – Дама Серебряного века. Так по-разному три художника увидели Евфимию Павловну Носову, урожденную Рябушинскую.

Евфимия Павловна родилась 8 (20) августа 1881 года, 140 лет назад, в Москве в Малом Харитоньевском переулке в известной купеческой семье (особняк, к сожалению, не сохранился). Встречается и другой год рождения – 1886г. Ее дед, Михаил Яковлевич – основатель династии Рябушинских, отец – известный предприниматель Павел Михайлович Рябушинский. А назвали ее старинным русским именем, видимо, в честь бабушки, Евфимии Степановны.
Братья сестру ласково называли Фимой. Братья – это знаменитые восемь братьев Рябушинских, которые в начале XX века владели текстильными фабриками близ Вышнего Волочка, лесными угодьями, лесопильным заводом, писчебумажными фабриками, стекольным заводом, занимались льняным делом, основали Московский банк и первый автомобильный завод в Москве.
Из сестер, а их было пять, наиболее яркой была Евфимия, как писал о своей тетке Юрий Алексеевич Бахрушин. Евфимия Павловна вышла замуж за суконного фабриканта Василия Васильевича Носова, а мать Юрия Бахрушина, Вера Васильевна, была сестрой Василия Васильевича.

«Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма. Окруженная поэтами-символистами и художниками - «мирискусниками» - она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи», - писал о своей тетке Юрий Бахрушин.
Старый носовский дом передал молодым отец Василия Васильевича, Василий Дмитриевич, а сам перебрался в изумительный особняк, построенный для него Львом Кекушевым в модном стиле модерн.
В особняке на Введенской площади проходили различные вечера, ставились спектакли, в которых играла сама Евфимия, а также ее приятельница, Генриетта Леопольдовна Гиршман – героиня многих серовских портретов. В особняке располагалась и коллекция Евфимии Павловны - она собирала картины старых мастеров XVIII – начала XIX веков. И среди ее братьев были коллекционеры: Степан собирал иконы, Михаил и Николай - живопись, Николай сам неплохо писал. По примеру братьев, Степана и Михаила, Евфимия Павловна хотела передать свой особняк и коллекцию городу.

Как писал М. Добужинский, Евфимия Павловна «дом после своей смерти хочет передать городу, и ее мечта, чтобы выдающиеся и нравящиеся ей русские художники в этом доме сделали нечто. Вместе с домом Москве должна быть завещана и коллекция картин как городская художественная галерея». Особняк на Введенской площади для нее перестраивал архитектор И.В. Жолтовский, оформлял Мстислав Добужинский, В.А. Серов создал 29 эскизов росписи столовой – но, к сожалению, не успел завершить начатое.
Перед эмиграцией, Евфимия Павловна, как ее брат Михаил Павлович и многие другие коллекционеры, передала часть своей коллекции картин и гравюр, мебель начала XIX века, библиотеку по истории искусства Третьяковской галерее, а часть собрания – Театральному музею. Е.П. Носова прожила долгую жизнь вдали от России, умерла в 1976 году и похоронена на кладбище Сан-Лоренцо (Верано) в Риме.

А мы и сейчас любуемся ее портретами кисти знаменитых художников. А в Третьяковской галерее благодаря Евфимии Павловне Носовой, урожденной Рябушинской, мы можем увидеть полотна старинных мастеров: Ф.С. Рокотова, В.Л. Левицкого, О.А. Кипренского, В.Л. Боровиковского и др.
Цит. по Ю.А. Петров "Династия Рябушинских", Ю.А.Бахрушин "Воспоминания"