Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и созидательными делами. Декабрьская страница посвящена Путиловскому заводу.
![Путилов_ядра к пушке.jpg Путилов_ядра к пушке.jpg](/upload/medialibrary/9c4/krypiqnivu4taiapvmobuldm20kqct0a.jpg)
Первая продукция завода: ядра к пушке «Единорог» (1801 г.)
Путиловский завод ведет свою историю с 1801 года, когда по указу императора Павла I Кронштадский литейный завод, основанный еще в 1789 году на острове Котлин, был переведен в Санкт-Петербург.
3 (15) апреля 1801 года на новом заводе было отлито первое пушечное ядро. В январе 1868 года убыточное предприятие приобрел Николай Иванович Путилов. С этого времени началась новая история завода, который стали называть Путиловским.
Н.И. Путилов происходил из семьи мелкопоместных дворян. Служа в Морском министерстве в годы Крымской войны, в кратчайшие сроки организовал производство паровых машин и котлов для канонерских лодок, корветов и клиперов, необходимых для защиты Санкт-Петербурга.
После увольнения со службы в 1857 г. создал в Финляндии три металлургических предприятия, использующих озерную руду. Совместно с инженером П.М. Обуховым в 1863 г. основал сталелитейный завод (ныне — ОАО «ФГУП Обуховский завод»). В 1876 г. начал строительство Санкт-Петербургского морского канала, которое было завершено в 1885 г.
15 июня 1867 г. Н.И. Путилов заключил договор с Департаментом Железных дорог на устройство в течение 7 лет завода по выделке рельсов для правительственных железных дорог. В декабре 1867 г. ударили сильнейшие морозы — на Николаевской железной дороге полопались рельсы, закупленные в Англии, возникла опасность остановки движения. 2 января 1868 г. Н.И. Путилов получил от правительства заказ на 5 тысяч пудов рельсов ежесуточно с началом поставки через 18 дней после принятия заказа. Он смог привлечь, обучить работников и наладить производство, и 20 января 1868 г. начался выпуск рельсов.
![Образцы рельсов, изготовленные на Путиловском заводе](https://sun9-77.userapi.com/impg/OiO_pLaUsq1XXs45zqU4R-Jrkv3II96hO8nFLA/LH4PN9CA8X4.jpg?size=564x350&quality=95&sign=4decae81f82565481bdc4160bcf3e036&type=album)
Образцы рельсов, изготовленные на Путиловском заводе
Н.И. Путилов стал производить рельсы более высокой прочности, со стальной головкой, открыл способ использования старых непригодных рельсов. Одним из первых стал использовать бессемеровский способ, и стал производить мягкую сталь. Завод изготавливал перекрытия и опоры для мостов, инструменты, узлы для паровозов, грузовые и пассажирские вагоны.
![Наружный вид башенной мастерской завода](https://sun9-9.userapi.com/impg/Dzlpfsp16g9is-leNtM8c0TU6PVNaYMJvNdcyw/8Mvo1dbfVLU.jpg?size=807x525&quality=95&sign=53e085f6998f4f10538a09cd5a92b9cd&type=album)
Наружный вид башенной мастерской завода
При заводе была открыта школа и вечерние классы, где преподавали черчение, геометрию, технологию. В 1870 г. на Всероссийской промышленной выставке Н.И. Путилов получил высшую награду — право «… употребления на выставках и изделиях изображения государственного герба».
В 1870 г. по случаю прокатки 4-х млн пудов рельсов представители Царскосельской железной дороги преподнесли Н.И. Путилову золотой жетон для проезда по дороге со словами: «Первая русская железная дорога — первому русскому рельсовому заводчику».
В 1872 г. Н.И. Путилов основал «Общество Путиловских заводов», в которое вошли три завода в Финляндии и два в Санкт-Петербурге. В начале XX в. Общество стало одним из лидеров России и Европы в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. В 1912 г. Общество выпускало продукции на 12,8 млн руб. при численности рабочих 7126 человек.
![Николай II в башенной мастерской завода (1915 г.)](https://sun9-72.userapi.com/impg/4YmCikuAazKUULEuQumxRS8GTh2sqxoJdgnQsw/eWyrVVQe88w.jpg?size=807x563&quality=95&sign=803f8b8310db13a30f354d826c57e741&type=album)
Николай II в башенной мастерской завода (1915 г.)
С 1922 г. завод стал называться «Красный путиловец», а в 1934 г. — Кировский, в память о С.М. Кирове.
![«Красный путиловец»](https://sun9-85.userapi.com/impg/SsOnh-WSWtpXfgWP7oD64P9fIG4PtgDu_9eQ_g/rY24B4Q2JDw.jpg?size=696x484&quality=96&sign=a763b2fe3bbe5e70da459906d0ca9ea8&type=album)
«Красный путиловец»
В 20-30-е гг. завод выпускал сталь, металлопрокат, паровозы, вагоны. В годы Великой Отечественной войны большая часть оборудования и около 15 000 кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. С конца 1939 г. по май 1945 г. завод произвел более 18 000 тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества).
![Производство САУ на Челябинском Кировском заводе](https://sun9-16.userapi.com/impg/VAz86tdefbR5IQGVDtLEjMdAU_9UJCwcSjU-Bw/8rfPQnO1bek.jpg?size=496x534&quality=95&sign=31bd9b1c8fa05c3e1ea4a3b3e3595bc4&type=album)
Производство САУ на Челябинском Кировском заводе
В блокадном Ленинграде оставшиеся сотрудники завода выпускали боеприпасы, ремонтировали танки и бронетехнику. В 1962 г. завод стал производителем самого мощного в мире колесного трактора — «Кировец».
![Первый трактор «Кировец» выходит из ворот завода](https://sun9-87.userapi.com/impg/hAZW2bsV-_uUEVUcGRu5RyDwCxEDFJMpzqUsUw/IJiMukq2wYA.jpg?size=617x387&quality=95&sign=7149ceb438e50da76908384e4b4f00d2&type=album)
Первый трактор «Кировец» выходит из ворот завода
В 1992 г. Кировский завод был преобразован в акционерное общество. В настоящее время в группу компаний «Кировский завод» входит более 20 компаний, которые выпускают тракторы, буровую технику, турбогенераторы для ледоколов, оборудование для тепло- и гидроэнергетики, металлургическую продукцию и многое другое. Количество работающих — 7000 человек. Продукция экспортируется во многие страны мира. На предприятии действует Музей истории и техники Кировского завода.
В 2020 г. в честь 200-летия Н.И. Путилова открыт памятник у проходной Кировского завода.