Сегодня – 160 лет со дня рождения Константина Сергеевича Алексеева (Станиславского), знаменитого режиссера и актера, театрального реформатора, основателя Московского художественного театра и предпринимателя.
Он родился 5 (17) января 1863 года в известной купеческой семье Алексеевых.
Константин Сергеевич пришел на золотоканительную фабрику Алексеевых в начале 1882 года. Для всех он еще был Алексеев, псевдоним Станиславский он взял в 1885 году.
«Костя поступил по собственному желанию на золотоканительную фабрику «Товарищества Владимир Алексеев» в Рогожской, под начало нашего дяди, Александра Владимировича Алексеева и его сына, Николая Александровича (потом городского головы). Костя не любил гимназии и института и поступление на фабрику считал освобождением от классицизма. Он быстро освоился с делом, им были довольны. Работа там была кропотливая и ответственная. Приходилось иметь дело с золотниками и долями золота и серебра. Трудность еще была в том, что надо было взвешивать металл, катушки, крохи и прочее правой рукой на очень чувствительных коромысловых веса, а на счетах одновременно считать левой рукой…», - рассказывал о первых шагах на фабрике молодого Константина его брат, Владимир.
Фабрику волоченого и плащеного золота и серебра основал на Якиманке в 1785 году еще его прадед, Семен Алексеев. После войны 1812 года Алексеевы перебрались в район Таганки, на Большую Алексеевскую - рядом расположились и корпуса фабрики. А в 1850-е годы разросшуюся фабрику перевели на Малую Алексеевскую улицу.
Но конторская работа казалась Константину Сергеевичу рутинной и неинтересной. «На фабрике – та же монотонность, чтоб не сказать скука. Однообразность и несложность конторских занятий меня совсем доконали», - записал Константин Сергеевич в дневнике 21 марта 1890 года. Он писал, что «не работал на Золотоканительной фабрике, а «тянул канитель», в буквальном и моральном смысле выражения».
«Чтобы не задохнуться, надо было найти выход для себя и вместе с тем не погубить дела. И вот Костя, составив себе план действия, принялся с тройной энергией за организацию дела на новых условиях. Приходилось целыми днями сидеть над планами зданий и расположения машин, обдумывать новые условия существования действительно упавшего в рутине дела», - вспоминал его брат Владимир.
В 1992 году Константин Сергеевич отправился на заводы Западной Европы изучать золотоканительное производство. Он знакомился с техническими новинками на заводах Германии и Франции – в Лионе и Париже. «Все, кажется, устроилось очень хорошо, и по приезде в Москву я буду знать все, и даже больше, по интересовавшим меня вопросам золотоканительного дела. Интересного я узнал очень и очень много. Теперь меня уже не удивляет баснословно дешевые цены заграничных рынков. Папаня поймет, какого прогресса достигли здесь в золотоканительном деле: я купил машину, которая сразу тянет товар через 14 алмазов…. Надеюсь, что по приезде мне удастся поставить золотоканительное дело так, как оно поставлено за границей», - написал родителям из Франции Константин Сергеевич.
И в начале1893 года представил правлению Товарищества проект реорганизации фабрики. План К.С. Алексеева состоял в создании крупнейшего производства, оснащенного передовой техникой, на основе слияния двух золотоканительных фабрик и создания Товарищества золотоканительного производства соединенных фабрик «Владимира Алексеева и «П.Вишнякова и А.Шамшина». 31 января 1894 года на первом собрании учредителей Товарищества Константин Сергеевич Алексеев был избран Председателем Правления и состоял им до 1917 года.
Результаты преобразований сказались быстро - в 1900 году на Всемирной промышленной выставке в Париже фабрика экспонировала новый вид золотошвейных нитей, которые по тонкости и мягкости превосходили продукцию других производств мира. Продукция удостоилась высшей награды – Гран-при, а К.С. Алексеев, инженеры и служащие получили медали и дипломы. Изделия фабрики экспортировались в Индию, Китай, Турцию, США и другие страны. В начале XX века были созданы меднопрокатные и кабельные производства, фабрика стала выпускать провода, электрические и телефонные кабели, электролампы и другую продукцию.
Когда Константин Сергеевич пришел на фабрику, инженеров не была. Он считал, что необходимо развивать и поощрять творческую инициативу мастеров и рабочих. В 1896 г. он предложил создать фонд в размере 5000 рублей. Проценты с этого фонда предлагалось ежегодно выдавать поровну в виде премий лучшим мастерам пяти ведущих отделов фабрики. В соответствии с утвержденным положением премии выдавались:
« 1) прослужившим не менее 2 лет и отличившимся хорошим отношением к фабричному делу, своим старанием , умелою и честною работою;
2) способствовавшим появлению или предложившим какие-либо новые приспособления в машине или новые приемы выработки товара, хотя бы эти мастера не были бы лучшими по своей обычной работе».
В каждом отделе была создана комиссия, и представители отделов имели право высказать свое мнение, отклонить или поддержать кандидата. За 1897 и 1898 гг. было выдано 20 премий по 30 рублей. Премии Константин Сергеевич вручал в специальных сафьяновых бумажниках, тисненых золотом и серебром. Это была необычная для того времени система поощрения.
Большое внимание Константин Сергеевич уделял также организации быта рабочих. Были созданы дортуары, читальня, хор, вечерние курсы для рабочих и, конечно же, театр. Константин Сергеевич был душой всех торжеств на фабрике. На Рождество устраивали елку для детей рабочих – Константин Сергеевич играл с ребятами, водил хороводы вокруг елки, раздавал подарки.
Рабочие уважали Константина Сергеевича и отзывались о нем с большой теплотой: «Станиславский как брат разговаривал с рабочими, очень душевно. Бывало, скажешь ему: «Константин Сергеевич, нельзя ли мне в театр?». «Если хотите, давайте Ваши карточки». Приходили в театр. Давали нам пропуск, а на пропуске его фамилия. Места были наверху, на балконе. Смотрели мы многие спектакли и даже с участием самого Станиславского».
По воспоминаниям служащих, в 1916 году при распределении прибыли Константин Сергеевич был категорически против выплаты вознаграждения членам Правления - прибыль была получена в результате повышения цен во время Первой мировой войны. И отказался от вознаграждения в пользу рабочих – «на удовлетворение духовных и материальных нужд рабочих т-ва». «Это, правда, бьет по карману, но не марает душу», - писал он дочери Кире.
В 1918 году фабрика Алексеевых была национализирована – в советское время это был завод «Электропровод». В 2003 году производство было переведено в Ивантеевку, а затем – в Подольск. В настоящее время АО “Электропровод” выпускает различную продукцию кабельной промышленности. А в Москве теперь есть бизнес-центр «Фабрика Станиславского» на улице Станиславского.
Цит. по: Н.К. Ламан, Ю.И. Кречетникова. История завода «Электропровод». М., 1967г.
Фотографии, документы и экспонаты из фондов нашего Музея.