А началась история Елисеевских гастрономов гораздо раньше – в 1813 году. Именно тогда Петр Елисеевич Елисеев, экономический крестьянин Ярославской губернии, открыл в Санкт-Петербурге на Невском проспекте «на скромных началах» магазин. В ассортименте были вина и различные колониальные товары. Дело пошло на лад. В 1819 году Елисеев подал прошение в Купеческую Управу, и вместе с семьей был зачислен в купеческое сословие. После смерти П. Е. Елисеева его дело продолжили сыновья – Сергей Петрович, Григорий Петрович и Степан Петрович, а затем и внук, Григорий Григорьевич Елисеев. Последний и открыл магазин, на долгие годы ставший эталоном сервиса и престижа.
Гастроном в Москве Елисеев строил на протяжении трех лет. Строительство велось в строжайшей тайне – будущий дом был плотно обшит деревянными досками, что будоражило воображение и рождало немало слухов. Наконец, момент, когда «Елисеевский» должен был открыть свои двери для публики, настал. Газета «Московские ведомости» сообщала:
«21 января с большой торжественностью состоялось открытие грандиозного колониального магазина товарищества бр. Елисеевых, на Тверской улице, близ Страстного монастыря.
Открытию магазина предшествовало молебствие с водосвятием перед особо чтимыми чудотворными иконами Спаса Нерукотворного и Иверской Богоматери [...]. Вновь открытый Елисеевский колониальный магазин будет первым в Москве по своей величине и роскошной отделке. Он устроен в два света и поражает своими размерами, богатой обстановкой и изяществом отделки, которая сделана в стиле Ренессанса. Две громадные электрические люстры, украшенные белым хрусталем, производят большой эффект в магазине. Товарищество будет развозить по домам свои товары на моторе».
Так выглядела доставка продуктов в начале ХХ века.
Как видите, Елисеев был не просто предпринимателем – но и настоящим новатором. Это сегодня доставкой продуктов на дом никого не удивишь – а в те годы предложенную услугу доставки сразу же оценили взыскательные московские покупатели. Заказ нужных продуктов посыльный доставлял в течение часа.
Сотрудники самого красивого гастронома Москвы радели за высокую культуру обслуживания и сервис. Продавцы были образованы и владели иностранными языками, за что получали приличное жалование. Приказчики помнили имена и отчества постоянных клиентов, а также их вкусовые предпочтения. Швейцар встречал покупателей, подзывал кучеров и помогал укладывать покупки. В магазине тщательно следили за свежестью товаров – обнаружить на витрине испорченные продукты было попросту невозможно.
Свежайшие овощи и фрукты были гордостью магазина Елисеева.
Сегодня любой грамотный маркетолог знает, какое огромное значение имеет свет – особенно в отделах продуктов. Роль играет и количество ламп, и организация общего освещения, и даже цветовая температура: «теплые» продукты нужно подсвечивать теплым спектром, «холодные» - соответственно, холодным. Не случайно владельцы престижных магазинов нередко приглашают для оформления торговых зон театральных осветителей и художников по свету. Елисеев понимал эти нюансы еще 120 лет назад – и достиг необычайного мастерства в использовании электричества.
В главном зале роскошные электрические люстры, созданные в форме виноградных гроздьев и лоз, давали теплый и мягкий желтый свет, в помещениях царил легкий полумрак. Витражные рисунки под потолком, огромное зеркало, перекликающееся с остеклением тамбура, позолоченная лепнина, затемненные ниши и колонны, большие английские часы, маятник которых двигался так бесшумно, что, казалось, будто часы не идут – всё это создавало атмосферу загадочности и тайны, что, безусловно, волновало восприимчивую публику.
Особенное внимание уделялось оформлению витрин. Современные специалисты называют это визуальным мерчандайзингом, и, надо сказать, некоторые находки Григория Елисеева используются ими по сей день. Именно в «Елисеевском» начали использовать выкладку товара в форме пирамид – что позволяет придавать привлекательный вид витринам и создавать видимость изобилия. Впрочем, тогдашнее изобилие было не искусственно созданным – оно являлось отличительной особенностью магазина Елисеева.
Фрукты, колониальная гастрономия, бакалея и кондитерские изделия, собственного производства выпечка и соления, колбасы и масла, деликатесы и роскошные вина, свежие лангусты, «финлядское масло», белужья икра, птифуры и трюфели – за такими продуктами покупатели съезжались со всей Москвы, а через окна на них глазели те, кто не мог себе позволить столь изысканные яства.
«В этот магазин не приходили: в него приезжали», - так писал о «Елисеевском» В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
Кроме продуктов, в магазине Елисеева можно было приобрести хрусталь французской марки Баккара.
После национализации«Елисеевский» продолжил работу и получил название «Гастроном №1». Работает он и в наши дни, позволяя москвичам и гостям столицы увидеть роскошество убранства и богатство выбора, которые открывались перед изумленной публикой 120 лет назад. И хотя нас, видавших виды жителей XXI века, всё сложнее чем-то удивить – «Елисеевскому» до сих пор это удается!
При подготовке материала исп. источник: https://humus.livejournal.com/5446377.html