"Помимо музыки, которая была нашей величайшей радостью, появилось ещё одно увлечение - автомобиль. Все началось в 1898 году, когда однажды утром первый в России автомобиль на платформе, запряженной лошадьми, был доставлен из Киева в Копылово. Его сгрузили и поставили во дворе перед конюшней. Отца в это время не было, и никто не мог заставить автомобиль заработать. Вокруг него собрались кучер, конюхи, столяры, плотники, повар, прачка, и мы, дети, забрались внутрь, а автомобиль толкали по участку. Слегка испуганные собаки держались в стороне. Через несколько дней приехал отец с механиком. В тот же день начались наши приключения.
Путь из имения в Киев пролегал по главной, хорошо вымощенной дороге. Подъезд к имению представлял собой длинную аллею, обсаженную тополями. На ней автомобиль часто застревал в глубоких колеях.
Крестьянские лошади, завидев наш автомобиль, шарахались в сторону через канаву, опрокидывали телегу, сидящих в ней людей и их вещи. Нам приходилось останавливаться, вытаскивать телегу на дорогу и подбирать разбросанные вещи. К счастью, люди почти всегда оставались невредимыми.
Многие крестьяне всё ещё имели волов, красивых белых животных с крупными рогами. Они были очень спокойными, и ими управлял тихий голос хозяина. Он говорил им “цоб-цоб”, когда надо было повернуть направо, и “цобе-цобе”, если надо налево. Караваны деревенских больших и высоких телег обычно двигались по дороге, поднимая ужасную пыль. Как правило, человек в телеге спал, уверенный, что животные безопасно доставят его к месту назначения. И вдруг неожиданно навстречу движется невиданная диковина, дьявольская повозка — автомобиль или, как его величали кресть-яне, “самоход”. Не все воспринимали наш автомобиль хорошо. Однажды, проезжая через лес, мы вынуждены были спасаться на большой скорости и проскочить через костер, разложенный на дороге работавшими в лесу угольщиками.
Первый автомобиль мы скоро заменили на более совершенный. А в 1907 году, когда мы поехали в Крым, то взяли с собой уже третий, еще лучший автомобиль.
..........................................................................................
В городе автомобили вошли в нашу жизнь лишь после 1907 года. До волнений 1905 года отец держал лошадей. И, честно говоря, сидеть в легких санях позади кучера Александра, мчаться по покрытым снегом московским улицам, завернувшись в меховую шубу, доставляло мне и маме не меньшее удовольствие, чем езда на автомобиле в деревне. Автомобили созданы для хороших дорог. Отец же, несмотря на любовь к лошадям, любил все новое".
Из воспоминаний Галины Николаевны фон Мекк "Как я их помню."
Вчера с большим удовольствием слушали Дениса Андреевича фон Мекка об истории автомобилизма и о роли Николая Карловича фон Мекка, который очень увлекался автомобилями.
Запись вебинара будет в ближайшее время!
На фотографии - первый автомобиль Николая Карловича фон Мекка.