Календарь на 2022 год
Цель проекта
Возрождение и популяризация предпринимательского наследия.
12. Санкт-Петербург
![](/upload/iblock/55b/uhb8no68y6akynl8vroq826rypfb4ksj.jpg)
Путиловский завод
221 год
Санкт-ПетербургПутиловский завод ведет свою историю с 1801 года, когда по указу императора Павла I Кронштадский литейный завод,
основанный еще в 1789 году на острове Котлин, был переведен в Санкт-Петербург. 3 (15) апреля 1801 года на новом заводе
было отлито первое пушечное ядро. В январе 1868 года убыточное предприятие приобрел Николай Иванович Путилов.
С этого времени началась новая история завода, который стали называть Путиловским.
Ключевые события в истории Путиловского завода
![](/upload/resize_cache/iblock/f2d/75_75_1/90bysp01x5nltqq7nasp1hyxcs31g2ho.jpg)
Талантливый инженер, предприниматель
Н.И. Путилов происходил из семьи мелкопоместных дворян. Служа в Морском министерстве в годы Крымской войны, в кратчайшие сроки организовал производство паровых машин и котлов для канонерских лодок, корветов и клиперов, необходимых для защиты Санкт-Петербурга.
После увольнения со службы в 1857 г. создал в Финляндии три металлургических предприятия, использующих озерную руду. Совместно с инженером П.М. Обуховым в 1863 г. основал сталелитейный завод (ныне — ОАО «ФГУП Обуховский завод»). В 1876 г. начал строительство Санкт-Петербургского морского канала, которое было завершено в 1885 г.
После увольнения со службы в 1857 г. создал в Финляндии три металлургических предприятия, использующих озерную руду. Совместно с инженером П.М. Обуховым в 1863 г. основал сталелитейный завод (ныне — ОАО «ФГУП Обуховский завод»). В 1876 г. начал строительство Санкт-Петербургского морского канала, которое было завершено в 1885 г.
![](/upload/resize_cache/iblock/df7/75_75_1/4tjwjv5byd7o9xlu0riazr5ucm1n8ti9.jpg)
Запуск производства за 18 дней
15 июня 1867 г. Н.И. Путилов заключил договор с Департаментом Железных Дорог на устройство в течение 7 лет завода по выделке рельсов для правительственных железных дорог. В декабре 1867 г. ударили сильнейшие морозы — на Николаевской железной дороге полопались рельсы, закупленные в Англии, возникла опасность остановки движения. 2 января 1868 г. Н.И. Путилов получил от правительства заказ на 5 тысяч пудов рельсов ежесуточно с началом поставки через 18 дней после принятия заказа. Он смог привлечь, обучить работников и наладить производство, и 20 января 1868 г. начался выпуск рельсов.
![](/upload/resize_cache/iblock/14f/75_75_1/9wp3dmelv7weoit2kt1vbcuqdpd97g5a.jpg)
Усовершенствование процессов
Н.И. Путилов стал производить рельсы более высокой прочности, со стальной головкой, открыл способ использования старых непригодных рельсов. Одним из первых стал использовать бессемеровский способ, и стал производить мягкую сталь. Завод изготавливал перекрытия и опоры для мостов, инструменты, узлы для паровозов, грузовые и пассажирские вагоны.
При заводе была открыта школа и вечерние классы, где преподавали черчение, геометрию, технологию. В 1870 г. на Всероссийской промышленной выставке Н.И. Путилов получил высшую награду — право «… употребления на выставках и изделиях изображения государственного герба».
При заводе была открыта школа и вечерние классы, где преподавали черчение, геометрию, технологию. В 1870 г. на Всероссийской промышленной выставке Н.И. Путилов получил высшую награду — право «… употребления на выставках и изделиях изображения государственного герба».
![](/upload/resize_cache/iblock/1e9/75_75_1/seo4ed3r0e2oam403dndfjaoaxxhmfk6.jpg)
Промышленный гигант
В 1870 г. по случаю прокатки 4-х млн пудов рельсов представители Царскосельской железной дороги преподнесли Н.И. Путилову золотой жетон для проезда по дороге со словами: «Первая русская железная дорога — первому русскому рельсовому заводчику».
В 1872 г. Н.И. Путилов основал «Общество Путиловских заводов», в которое вошли три завода в Финляндии и два в Санкт-Петербурге. В начале XX в. Общество стало одним из лидеров России и Европы в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. В 1912 г. Общество выпускало продукции на 12,8 млн руб. при численности рабочих 7126 человек.
В 1872 г. Н.И. Путилов основал «Общество Путиловских заводов», в которое вошли три завода в Финляндии и два в Санкт-Петербурге. В начале XX в. Общество стало одним из лидеров России и Европы в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. В 1912 г. Общество выпускало продукции на 12,8 млн руб. при численности рабочих 7126 человек.
![](/upload/resize_cache/iblock/dd0/75_75_1/nyl1e7t6xjt826o74nb2eir98pdijonl.jpg)
Советское время
С 1922 г. завод стал называться «Красный путиловец», а в 1934 г. — Кировский, в память о С.М. Кирове. В 20-30-е гг. завод выпускал сталь, металлопрокат, паровозы, вагоны. В годы Великой Отечественной войны большая часть оборудования и около 15 000 кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. С конца 1939 г. по май 1945 г. завод произвел более 18 000 тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества). В блокадном Ленинграде оставшиеся сотрудники завода выпускали боеприпасы, ремонтировали танки и бронетехнику. В 1962 г. завод стал производителем самого мощного в мире колесного трактора — «Кировец».
![](/upload/resize_cache/iblock/d12/75_75_1/0sx2381x0z2xql7khqlwevpfm05uu704.jpg)
Новое время
В 1992 г. Кировский завод был преобразован в акционерное общество. В настоящее время в группу компаний «Кировский завод» входит более 20 компаний, которые выпускают тракторы, буровую технику, турбогенераторы для ледоколов, оборудование для тепло- и гидроэнергетики, металлургическую продукцию и многое другое. Количество работающих — 7000 человек. Продукция экспортируется во многие страны мира. На предприятии действует Музей истории и техники Кировского завода.
В 2020 г. в честь 200-летия Н.И. Путилова открыт памятник у проходной Кировского завода.
В 2020 г. в честь 200-летия Н.И. Путилова открыт памятник у проходной Кировского завода.